Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования icon

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования




Скачать 435.37 Kb.
НазваниеОценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования
страница1/2
Дата конвертации03.11.2013
Размер435.37 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования

Система оценки достижения планируемых результатов - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов школы, так и оценку результатов деятельности системы образования, ленно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке стояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Цели оценочной деятельности

    1. Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

    2. Воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    3. Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности-мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.

Основной задачей и критерием оценки выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итого­вой аттестации выпускников по освоению содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учеб­но-практических задач на основе:

  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, челове­ке, знаковых и информационных системах;

  • умение учебно-познавательной, исследовательской, практической дея­тельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений.

Система оценки выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисципли­нарных программ (в том числе и прежде всего программ формирования уни­версальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);_

использование планируемых результатов освоения основных образова­тельных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятсльностного подхода, проявляющегося в спо­собности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения ка­чества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструмента­рию и представлению данных;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных и личностных достижении;

  • использование наряду со стандартизированными письменными и уст­ными работами таких методов оценки, как проекты, практические рабо­ты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. Способы оценивания метапредметных результатов - наблюдение, индивидуальные листы достижений, портфолио, тестирование, анкетирование, индивидуальное безотметочное оценивание.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различ­ных процедур:

  • выполнение специально сконструированных диагностических задач, на­правленных на оценку уровня сформированное™ конкретного вида уни­версальных учебных действий;

  • выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

  • выполнение комплексных заданий на межпредметной основе;

  • выполнение проверочных заданий, требующих совместной (командной) работы учащихся на общий результат.

Уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с парт­нёром»; ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные умения и позиции в от­ношении объекта, действия, события и др. фиксируются в портфолио в виде листов достижений и наблюдений учителем или школьным психологом.

Система предметных знаний важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделит опорные знания (знания, усвоение кото­рых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изуче­ния курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать опорные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур (срезов) с целью оценки эффективности деятель­ности системы образования, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.

Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения дейст­вий, выполняемых учащимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, представленного в разделе «Выпускник научится».

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения обра­зования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и овладение следующими метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки работы с текстом и с информацией в целом;

-коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

В системе оценивания в начальной школе используется преимуществен­но внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому пред­полагает следующие виды контроля:

  • входной контроль (стартовая диагностика для 1 класса);

  • текущий (тематический);

  • промежуточный;

  • итоговый (может касаться как отдельного цикла обучения, так и це­лого предмета или какого-то раздела);

  • комплексная проверка.

В 1-х и 2-х классах (1- 4) обучение явля­ется безотметочным, отметка по четырехбалльной системе начинает приме­няться с 3 класса (1-4).

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и кон­тролирующих действий;

  • контроль и оценивание строятся на критериальной основе;

  • самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю • и оценке сверстников и учителя.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

  • сформированность универсальных учебных действий младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, класси­фицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

  • сформированность познавательной активности и интересов, приле­жания и старания.

Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

Функцией контроля и оценки достижения планируемых результатов яв­ляется уровневый подход, т.е. необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный (базовый) уровень образовательных достижений.

Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителям не­обходимо уделять особое внимание развитию рефлексивных умений и навы­ков учащихся.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопительной оценки по всем учебным предметам за выполнение, как минимум, трёх итого­вых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на меж­предметной основе).

^ Характеристика заданий комплексной работы (1 класс, первое полугодие 2010-2011 уч.г.)

№ за­дания

Учебный предмет, тема

Проверяемые умения

Макси­мальный балл

1

Чтение, навыки чтения

Чтение про себя или шепотом не менее 15 слов в минуту

Не оцени­вается

2

Письмо

Умение правильно выбрать заданное предложе­ние и списать его без ошибок, пропусков, иска­жения букв

2

3

Чтение, осоз­нанность чте­ния

Умение на основе сопоставления и формули­ровки задания восстановить содержание или со­бытийный ряд

1

4

Математика

Умение сравнивать числа и величины на основе составления пар

1

5(1)

Математика

Умение пересчитать предметы в пределах 8 и записать результат с помощью цифр

1

5(2)

Математика

Умение выявить, установить и продолжить за­кономерность в ряду чисел

1

6(1-3)

Письмо

Умение делить слово на слоги, определить удар­ный слог, сделать звуковой анализ слова

3

7-8

Окружающий мир

Наличие первоначальных представлений о при­родных объектах, умение проанализировать и сделать классификацию предметов

2

9

Математика

Способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предмета­ми

1

10

Математика

Л-

Умение «перевести» текст на язык математики. Умение сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме

1




Всего

6 заданий основной части (базовый уровень). Максимальный балл — 9; 4 задания дополни­тельной части (повышенный уровень). Макси­мальный балл - 4.

ВАЖНО! 1 балл дополнительный (поощритель­ный) за самостоятельность выполнения работы Итого максимальный балл за работу - 14 баллов

14

При анализе комплексной проверочной работы нами учитываются сле­дующие показатели.



Предмет

Характеристика заданий

1

2

3

1.




По списку

2.




Выполняли работу




1

2

3







^ Основная часть

3.

Чтение

Прочитали текст за 1 мин.

4.

Русский язык

Правильно выбрали предложение из текста

5.

Правильно списали предложение

6.

Допустили ошибки :




- при списывании




- при оформлении предложения

7.

Чтение

Правильно восстанов. событийный ряд (№ 3) (умение ориентиров, в тексте позн. УУД)

Допустили ошибки

8

Математика

Правильно нашли пары (№ 4)

Допустили ошибки

9.

Правильно сосчитали предметы (№ 5.1.)

Допустили ошибки

10.

Правильно нашли закономерн. и продолжили её (№ 5.2. формир. умен. дел. выв. озн. УУД)

Допустили ошибки

11.

Русский язык

Правильно разделили слова на слоги (6.1.)

Допустили ошибки

12.

Правильно поставили ударение (6.2.)

Допустили ошибки

13.

Правильно выполнили звуков, анализ (6.3.)







Допустили ошибки

14.

Итоги основн. части

Результаты чтения (№ 3) 1 балл

15.

Результаты русского языка (Лг,> 2,6) 5 баллов

16.

Результаты математики (4,5) 3 балла

17.

Общее кол-во баллов (9 б.)

18.

Уровень за основную часть высокий




выше среднего




средний




низкий







^ Дополнительная часть

19.

Окружающий мир

Правильно выделили животных (№ 7 умение перераб. по­лученную информ. позн. УУД)




Допустили ошибки

20.

Прав, провели классификацию предмет. (№ 8)




Допустили ошибки

21.

Математика

Правильно определили кол-во предметов (9)




Допустили ошибки

22.

Правильно выполн. сравнен, предмет. (№ 10) (преобразов. информ. из одного вида в др.)




Допустили ошибки

23.

Итоги

Окружающий мир (№ 7,8) 2 балла

24.

доп. части

Математика (№ 9,10) 2 балла

25.

Общее кол-во баллов 46.




26.




Уровень за дополнит, часть высокий



выше среднего

средний




низкий

27.




Общий результат высокий







выше среднего







средний







низкий






Успеваемость




Качество знаний


Накопительная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. Оценки за итоговые работы характеризуют как минимум уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредмегными действиями.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценивания учащихся начальной школы используется портфолио. где учиты­ваются различные достижения учащихся, позволяющие объективно оценивать уровень их готовности к продолжению образования в основной школе. Порт­фолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, комму­никативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой) за определённый период времени.

Главная функция использования портфолио для ученика - осознание самого себя «Какой я?»; для учителя - условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей-возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка - к ученику».

Основная функция портфолио - дать возможность учащемуся показать всё, на что он способен, формировать умение учиться - ставить цели, плани­ровать и организовывать собственную учебную деятельность.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможно­сти обучения и самообучения;

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету, в той или иной сфере деятельности и т.д.;

  • интеграция количественной и качественной оценок, что предполагает оценку не только в баллах, но и с описанием глубины, оригинально­сти представленной работы;

  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, что пре­дусматривает активное отношение школьника к полученным резуль­татам.

Задачи портфолио:

    1. Помочь увидеть картину значимых образовательных результатов в целом.

    2. Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном процессе.

    3. Продемонстрировать способности школьника практически приме­нять приобретённые знания и умения.

    4. Активно совершенствовать универсальные учебные действия.

^ Структура портфолио.

Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной про­граммы лицея. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны демонстрировать на­растающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсаль­ными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, пси­холог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участ­ники образовательного процесса.

^ Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеурочной и досуговой деятельности.

Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебных достижений.

Портфолио должно иметь оглавление с перечислением его основных элементов.

Титульный лист портфолио должен быть оформлен аккуратно c указанием фамилии, имени, точных дат начала и окончания сбора материалов и доку­ментов. Портфолио должно иметь фотографию учащегося.

В листке достижений содержатся следующие сведения:

  • общеучебные умения за год;

  • успешность обучения по всем предметам за четверть, год;

  • трудовые успехи за четверть, год;

  • шаги на пути к успеху;

  • участие в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнова­ниях и др.;

  • рекомендации педагогического совета;

  • рекомендации психолога;

  • оценки за текущий, итоговый и комплексный контроль;

  • интересы, предпочтения, хобби.

В портфолио необходимо поместить перечень представленных творче­ских работ. Можно поместить в портфолио описание или фотографии моде­лей, сконструированных учащимися, лучшие творческие работы, сочинения, изложения, рисунки, фотографии выступлений на концертах, конкурсах, гра­моты за достигнутые успехи.

Особо в портфолио следует выделить раздел «Пожелания, рекоменда­ции», в котором могут быть представлены рекомендации педагогического со­вета о переводе в следующий класс, основанные на учебных достижениях уча­щихся. Учителя могут рекомендовать учащимся обучение в том или ином про­филе в зависимости от успешности по предмету.

Рекомендации психолога помогают уточнить личностные характеристи­ки, интересы и склонности, уровень общего интеллектуального развития лице­истов. По результатам диагностических исследований сотрудники психолого- социологической службы проводят индивидуальные и групповые консульта­ции для всех участников образовательного процесса с целью правильного вы­бора будущего профиля обучения.

О достижении планируемых результатов по каждому предмету и по фор­мированию универсальных учебных действий на основе этих оценок делаются следующие выводы:

    1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными дейст­виями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых ре­зультатов по всем основным разделам учебной программы не ниже «удовле­творительно», а результаты выполнения итоговых работ составляют не менее 50% заданий базового уровня.

    2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного про­извольного овладения учебными действиями, если в материалах накопитель­ной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы и не менее чем по половине раз­делов выставлены оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ составляют не менее 65 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

    3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными дейст­виями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достиже­ние планируемых результатов по всем основным разделам учебной програм­мы, а результаты выполнения итоговых работ составляют менее 50 % заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимает­ся педагогическим советом лицея на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы на­чального общего образования.

Для информирования родителей о результатах обучения и развития уча­щихся учителя знакомят родителей с системой оценки достижения планируе­мых результатов, особенностями оценивания учащихся в 1-х и 2-х классах ли­цея, а также в конце каждой четверти учитель проводит родительские собра­ния и индивидуальные консультации.

В процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:

  • учитель (оценивает деятельность ученика, наблюдает за процессом учащихся в учебной деятельности с помощью диагностических карт, подводит итоги);

  • учащиеся (работают с «портфолио» и видят свои результаты);

  • родители (знакомятся с результатами учебной деятельности).

Трёхстороннее критериальное оценивание позволяет:

  • привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;

  • информировать родителей о содержании и результатах учебной дея­тельности учащихся;

  • обеспечивать со стороны родителей контроль и своевременную по­мощь ребёнку при выполнении домашних заданий;

  • развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;

  • объективно оценивать достижения учащихся.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconСистемная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в основе системы оценивания образовательной системы «Гармония»
Ого образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПредметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач в рамках изучаемого учебного материала с использованием познавательных, регулятивных, коммуникативных ууд. Формирование метапредметных
Метод проектов как средство достижения личностных, предметных и метапредметных ууд

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconТема: Оценка индивидуального прогресса подростка, процесса достижения интегрированных результатов: предметных-метапредметных-личностных
Осмысление понятийного аппарата в рамках заданной темы; выявление сущности понятия «Результаты: предметные, метапредметные, личностные»...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (фгос ноо) планируемые результаты конкретизируют и уточняют...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconОпытно-экспериментальная деятельность образовательного учреждения
Цель: апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов фгос и построение образовательного...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПланируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПланируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, метапредметный- регулятивных, познавательных,...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПояснительная записка Цели реализации образовательной программы начального общего образования
Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, межпредметных и предметных результатов освоения основной образовательной...

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования iconПлан научно-методических семинаров с ориентацией на проблемы введения фгос 2011-2012 уч год
Обучение учителей планированию уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы