Тема: Семенные растения icon

Тема: Семенные растения




Скачать 243.53 Kb.
НазваниеТема: Семенные растения
Дата конвертации16.09.2013
Размер243.53 Kb.
ТипДокументы
источник

Тема: Семенные растения.

В девоне появились семенные папоротники, которые вымерли в меловом периоде. Они дали начало семенным растениям, появившимся в результате дальнейшей эволюции разноспоровых растений. Более прогрессивными оказались группы растений, у которых за счет накопления питательных веществ женские споры увеличились в размерах – мегаспоры. Прорастая, мегаспоры давали женский гаметофит, образующий яйцеклетки, из которых развиваются зародыши спорофитов. Таким образом, важнейшей особенностью семенных растений является размножение при помощи семян. В отличие от споры, содержащей мало питательных веществ и требующей для дальнейшего развития сочетания многих благоприятных условий, внутри семени имеется значительно больше питательных веществ, находится зародыш, оно покрыто кожурой.

Следующим ароморфозом семенных растений следует считать появление пыльцевой трубки, по которой мужская гамета движется к женской. Семя образуется из мегаспорангия, который совместно с оболочкой называют семяпочкой или семязачатком. Оболочка мегаспорангия имеет узкий канал, через него приникают спермии. В мегаспорангии развивается женский гаметофит, образуются яйцеклетки, происходит оплодотворение. Оплодотворению предшествует опыление. Мужские гаметы, возникшие внутри микроспоры, как правило, лишены жгутиков и не обладают подвижностью; они называются спермиями.

Таким образом, процесс оплодотворения не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения смогли распространиться по всей Земле и занять господствующее положение практически во всех биоценозах. Формирование семени и пыльцевой трубки определило редукцию гаплоидного гаметофита и совершенствование диплоидного спорофита, более приспособленного к обитанию в наземных условиях.

Семенные растения представлены двумя отделами: ^ Голосеменные и Покрытосеменные. К голосеменным относят растения, размножающиеся семенами, но не образующие плодов; у покрытосеменных растений семена расположены внутри завязи, из которой развивается плод, т.е. они защищены (покрыты).

^ Отдел Голосеменные.

Голосеменные представлены исключительно древесными формами: деревья, кустарники, лианы. Наиболее многочисленной группой современных голосеменных являются хвойные, имеющие игловидные (хвою) или чешуйчатые многолетние листья. У большинства листья вечнозеленые, жесткие, игольчатые по форме. Они покрыты слоем кутикулы, под эпидермой лежат 1-3 слоя толстостенных клеток, придающие листьям большинства хвойных характерную жесткость. Устьица глубоко погружены в ткань листа. У листопадных видов (лиственница) листья плоские, мягкие, расположены спирально или мутовчато.

У хвойных растений в коре, древесине и часто в листьях расположены смоляные каналы, содержащие эфирные масла, смолы, бальзамы, которые имеют большое практическое значение в производстве различных синтетических продуктов. Корневая система у большинства хвойных стержневая, с развитыми боковыми корнями. В стебле различают кору, древесину и слабо выраженную сердцевину. Древесина состоит в основном из трахеид, в ней хорошо заметны годичные кольца.

Размножение хвойных. Сосна представляет собой спорофит, размножается семенами, вегетативное размножение отсутствует. Это однодомное разноспоровое растение. Весной у основания молодых побегов образуются желто-зеленые мужские шишки; на верхушках других веточек – красноватые женские шишки. Шишка представляет собой побег с укороченными междоузлиями; его ось покрыта многочисленными чешуйками.

У основания каждой чешуйки мужских шишек развивается два микроспорангия (пыльцевых мешка), в которых в результате мейоза образуются гаплоидные микроспоры; каждая из них прорастает в мужской гаметофит – пыльцевое зерно. Оно состоит из оболочек (интины и экзины), между которыми находятся воздухоносные камеры, что облегчает перенос пыльцы ветром. Внутри микроспоры в результате последовательных делений образуются два спермия и клетки, образующие пыльцевую трубку.

На внутренней (семенной) поверхности чешуек женских шишек находятся два семязачатка. Семязачаток включает мегаспорангий, окруженный оболочкой, и имеет канал – пыльцевой ход. Мегаспора прорастает в женский гаметофит, образованный гаплоидным эндоспермом и чаще всего двумя архегониями с яйцеклетками. При опылении пыльца попадает в щели между сменными чешуйками и оседает на семязачатках. Чешуйки склеиваются смолистым веществом, а пыльца остается до следующего года. Оплодотворение у сосны происходит через 12-14 месяцев после опыления. При прорастании пыльцы пыльцевая трубка проникает через пыльцевой ход к яйцеклетке и высвобождает два спермия. Один спермий сливается с яйцеклеткой, другой – погибает. Из диплоидной зиготы развивается зародыш, из покровов семяпочки образуется кожура семени. После созревания семян чешуйки шишки расходятся и семена выпадают. В России хвойные в основном представлены лиственницей, сосной, елью, пихтой. Хвойные используют как строительный материал, топливо; они являются сырьем для производства смол, эфирных масел, лекарственных средств, целлюлозно-бумажной промышленности.


^ Отдел покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные – крупнейший отдел растительного мира, к которому относится около 250 тыс. видов. Произрастают во всех климатических зонах и входят в состав самых разнообразных экологических систем. Доминирующая роль цветковых растений связана с рядом прогрессивных морфологических изменений, возникших в процессе эволюции:

- прогрессивные изменения структуры тканей, вегетативных и генеративных органов обеспечили возникновение разнообразных древесных травянистых жизненных форм, образующих многоярусные биоценозы;

- появление цветка – органа размножения, в котором происходит бесполое размножение (образование спор) и половое размножение (формирование семени);

- наличие в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от неблагоприятных воздействий среды. Из завязи развивается плод, и семена находятся внутри плода, т.е. защищены (покрыты)

- двойное оплодотворение, в результате которого в семени образуются диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм

- женский гаметофит представлен зародышевым мешком, состоящим из восьми клеток;

- основными проводящими элементами ксилемы взамен трахеидам становятся сосуды, во флоэме ситовидные трубки имеют членистое строение, появляются клетки-спутники.

Первые цветковые были древесными растениями. Из них возникли кустарники, полукустарники и наконец травянистые формы, вначале многолетние, а процессе расселения – двулетние и однолетние. Травы представляют более прогрессивную жизненную форму растений.


Цветок – орган семенного размножения, в нем совмещены процессы бесполого и полового размножения. Он представляет видоизмененный укороченный побег с ограниченным ростом. Развитие цветка завершается образованием плода с семенами.

Видоизмененный стебель цветка образует цветоножку (часть стебля, несущая цветок) и цветоложе (расширенная часть цветоножки), а видоизмененные листья – чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики, формирующие пестик.

На цветоложе располагаются околоцветник, тычинки и пестик. Околоцветник включает чашечку и венчик. По краю цветоложа расположена чашечка, которая состоит из свободных или сросшихся чашелистиков, обычно зеленого цвета. Ближе к центру цветка расположен венчик, образованный из свободных или сросшихся лепестков. Венчик, как правило, окрашен. Околоцветник играет защитную роль для репродуктивных частей цветка и, кроме того, важен при опылении. К центру от венчика находятся тычинки.

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Пыльник образован из двух половин, каждая из которых представлена двумя микроспорангиями (пыльцевыми мешками). Внутри пыльцевых мешков образуются микроспоры. В центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Нижняя, расширенная, часть пестика – завязь – имеет полость, в которой находится семяпочка – мегаспорангий. Закрытое положение семяпочки является характерной особенностью покрытосеменных.

Цветки с тычинками и пестиками называют обоеполыми, цветки, имеющие только пестик или только тычинки, - однополыми. Растения с тычинковыми (мужскими) и пестичными (женскими) цветками являются однодомными. Если разнополые цветки находятся на разных организмах, то такие растения называют двудомными. Примером однодомных растений могут служить кукуруза, береза, тыквенные; двудомные – тополь, ива, осина и др.

Одиночные цветки в природе встречаются сравнительно редко. Чаще наблюдается сочетание некоторого количества цветков – соцветие. Это специализированный побег, несущий цветки и видоизмененные листья. Соцветия делятся на простые и сложные. У простых соцветий на главной оси расположены цветки, у сложных – простые соцветия. Простые соцветия включают:

кисть - на главной оси сидят на цветоножках отдельные цветки (ландыш, белая акация, черемуха);

колос – на оси находятся сидячие цветки без цветоножек (подорожник);

початок – колос с разросшейся мясистой осью (кукуруза;

зонтик – главная ось укорочена, цветоножки всех цветков кажутся выходящими из ее вершины и имеют одинаковую длину (лук, примула, вишня);

головка – главная ось укорочена, на вершине тесно расположены цветки, не имеющие или почти не имеющие цветоножек (клевер);

корзинка отличается от головки утолщенной блюдцевидной осью, которая образует общее цветоложе для сидячих цветков (подсолнечник, ромашка);

щиток – кисть, у которой нижние цветоножки длиннее верхних, цветки располагаются в одной плоскости (яблоня, груша).

Сложные соцветия – это метелка, или сложная кисть, на главной оси на разной высоте расположены простые кисти (сирень) или простые колоски (мятлик);

^ Сложный колос – удлиненная ось, на которой сидят простые колоски (рожь, пшеница);

Сложный зонтик – укороченная ось, от которой отходят оси, несущие простые зонтики (большинство зонтичных).

Биологическое значение соцветий у растений, опыляемых насекомыми, заключается в том, что мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых, что ускоряет их опыление. У ветроопыляемых растений в соцветиях, находящихся обычно на концах стеблей и не прикрытых листьями, лучше происходит отдача и улавливание пыльцы, переносимой воздушными потоками.


^ Опыление. Оплодотворение цветковых растений.

Опылением называют перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают самоопыление в пределах одного обоеполого цветка и перекрестное опыление – попадание пыльцы на рыльце пестика другого цветка. Перекрестное опыление встречается в природе гораздо чаще и обеспечивает генетически более разнообразное потомство. Пыльца может переноситься в основном ветром и насекомыми, а также водой, птицами и др. Приспособление цветков к опылению насекомыми привело к формированию ярко окрашенных лепестков, выработке сахаристой жидкости, привлечению запахом и др. Ветроопыляемые растения имеют невзрачные цветки с плохо развитым околоцветником; сухая мелкая пыльца образуется у них в большом количестве. Такие растения (береза, орешник, осина) образуют большие массивы и цветут до появления листьев, что облегчает перенос пыльцы.

Оплодотворению предшествует процесс формирования мужского и женского гаметофитов.

Женский гаметофит формируется внутри завязи пестика. В одной из диплоидных клеток семязачатка (мегаспорангия) в результате мейоза образуются четыре гаплоидные мегаспоры. Три из них отмирают, а одна проходит три митотических деления, в результате чего эта клетка содержит восемь гаплоидных ядер. Так возникает женский гаметофит, часто называемый зародышевым мешком. В зрелом женском гаметофите возникают яйцеклетка, диплоидная центральная клетка и ряд дополнительных клеток.

Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок. В микроспорангиях материнские клетки спор делятся мейозом, в результате чего из каждой образуются четыре гаплоидные микроспоры. Сформировавшаяся микроспора имеет оболочку и ядро. Ядро затем делится митозом с образованием генеративной и вегетативной клеток. Генеративная клетка вскоре еще раз делится митозом и формирует два спермия. Таким образом, сформировавшееся пыльцевое зерно содержит вегетативную клетку и два спермия и способно к оплодотворению.

Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, которая растет по направлению к зародышевому мешку. Спермии перемещаются вслед за концом пыльцевой трубки. В зародышевом мешке пыльцевая трубка разрывается. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, другой- с диплоидной клеткой. Такой способ оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения. Из оплодотворенной центральной клетки развивается триплоидный эндосперм – ткань, запасающая питательные вещества, а из диплоидной зиготы – зародыш. Из семяпочки формируется семя. Завязь цветка разрастается. И образуется плод.


Семя – орган полового размножения и расселения растений. Оно развивается из семяпочки и заключает в себе зародыш и запасные питательные вещества для него. В зрелом семени различают семенную кожуру, питательную ткань и зародыш. Зародыш в значительной мере образован меристематическими клетками. В нем различают зародышевые корешок и стебелек. К верхней части стебелька прикрепляются гомологичные листьям семядоли. Верхушка стебелька завершается почечкой. Из корешка образуется главный корень нового растения, почечка является зачатком главного побега растения. Число семядолей различно. У двудольных их две, у однодольных – одна. При наземном прорастании семядоли способны с фотосинтезу, а при подземном – служат хранилищем питательных веществ.

В клетках эндосперма откладываются зерна крахмала, белков и капли жира в виде эмульсии. У многих двудольных растений развивающийся зародыш поглощает весь эндосперм. Запасные питательные вещества размещаются в семядолях, которые становятся мясистыми и заполняют все семя. У злаков, наоборот, семядоли небольшие и запасные питательные вещества откладываются в эндосперме, который занимает основной объем семени. Семенная кожура в основном образуется из покровов семяпочки, плотно окружает семя и является основным защитным покровом от высыхания, преждевременного насыщения влагой тканей семени. В неблагоприятных условиях семена могут долго пребывать в состоянии покоя. При определенной температуре и влажности семена всасывают воду и начинают прорастать.


Плод – представляет собой видоизмененный после оплодотворения цветок, приспособленный к защите и распространению семян. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. При образовании плода из завязи ее стенки разрастаются и образуют околоплодник.

В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды подразделяют на сухие и сочные, а по количеству семян – на односеменные и многосеменные. По происхождению выделяют простые, сложные плоды и соплодия. Простой плод (костянка, зерновка, боб) развивается из цветка с одним пестиком, сложный (ежевика, малина) – из цветка, имеющего несколько пестиков, соплодие (ананас, шелковица) – из соцветия со сросшимися цветками.

^ К сухим односеменным плодам относятся

орех (лещина, дуб, липа, конопля),

семянка (подсолнечник, василек, одуванчик),

зерновка (рожь, ячмень, пшеница, кукуруза, овес),

крылатка (береза, клен, вяз).

^ Сухие многосеменные плоды включают

боб (горох, люцерна, клевер),

стручок (капуста, брюква, пастушья сумка),

коробочка (мак, львиный зев, подорожник).

^ К сочным односеменным или многосеменным плодам относятся

костянка (слива, вишня, абрикос, крушина, боярышник), ягода (виноград, черника, смородина, клюква, томаты, баклажаны),

тыквина (тыква, арбуз, дыня, огурец),

померанец (апельсин, мандарин, лимон),

яблоко (яблоня, груша, рябина).


^ Распространение плодов и семян.

В процессе эволюции у растений сформировались различные приспособления, обеспечивающие распространение семян. Факторами распространения семян и плодов являются воздушные потоки, вода, животные, человек, а также некоторые особенности плодов, обеспечивающие разбрасывание семян. У многих растений плоды при созревании вскрываются, резким толчком выбрасывая семена. Некоторые растения имеют столь малые и легкие семена, что они удерживаются в воздухе и переносятся ветром на значительные расстояния. Однако им присуще и отрицательное качество – слабое развитие зародыша и малое количество питательных веществ. Поэтому на более крупных семенах и плодах находятся волоски или крылатые выросты, облегчающие их парение в воздухе. Семена и плоды водных растений имеют различные выросты, наполненные воздухом. Они без вреда для себя могут выносить долгое пребывание в воде.

При помощи животных и человека распространяются цепкие и клейкие плоды и семена, а также имеющие мясистый, сочный околоплодник. Плоды, содержащие колючки, крючки, щетинки, цепляются ими за шерсть животных, перья птиц, одежду человека, легко отрываются от растения и переносятся на большие расстояния. Мясистый, сочный околоплодник является приспособлением для распространения семян животными и птицами, которые поедают плоды. Непереваренные семена выбрасываются с испражнениями. Семена многих растений распространяются муравьями, которые поедают выросты покровов семян, богатые маслыми.


^ Классификация цветковых растений.

Выделяют два класса покрытосеменных, или цветковых, растений: Двудольные и Однодольные. Однодольные растения произошли от двудольных и между ними много общих черт.

Класс Двудольные характеризуется прежде всего строением зародыша. Как правило, он состоит из двух семядолей, между которыми расположена почка. Листовые пластинки двудольных чаще всего имеют сетчатое, перистое или пальчатое жилкование. Растения, выросшие из семени, обладают длительно сохраняющимся главным корнем, который развивается из зародышевого корешка. В строении стебля у двудольных наблюдается сплошное или пучковое расположение проводящей системы, причем пучки размещаются на поперечном срезе стебля по кругу. Наличие камбия обеспечивает нарастание стебля в толщину. В большинстве случаев двудольные растения имеют пятичленные или четырехчленные цветки. Цветок содержит пять (четыре) чашелистиков, тычинки, пестик состоит из пяти или четырех плодолистиков. К двудольным относятся древесные формы, кустарники и травы.

Для однодольных кроме наличия одной семядоли в семени характерен еще ряд признаков: трехчленный тип строения цветка, раннее отмирание главного корня и развитие придаточной корневой системы, расположение проводящих пучков на поперечном срезе стебля не по кругу, а беспорядочно, отсутствие в проводящих пучках камбия (вследствие чего нет утолщения стебля), параллельное или дуговое жилкование листьев. Подавляющее большинство однодольных – травянистые растения.

























Тесты к теме: Семенные растения (тест 1)

Задания уровня А

А1. Цветковые растения размножаются:

1. семенами и вегетативным путем 2. только вегетативными органами

3. только семенами 4. спорами

А2. Ночных насекомых привлекает в первую очередь:

1. строение цветка 2. голубая, красная, синяя окраска венчика

3. размеры цветка 4. аромат и белая окраска венчика

А3. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть:

1. пестики и тычинки 2. лепестки и чашелистики 3. венчик и пестик 4. цветоножка и венчик

А4. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:

1. пестичными 2. тычиночными 3. раздельнополыми 4. обоеполыми

А5. Плод цветкового растения развивается из:

1. семязачатка 2. завязи пестика 3. пыльника 4. столбика пестика

А6. К половому размножению относится увеличение численности потомства в результате:

1. деления клеточных ядер материнского растения 2. размножения подземными побегами

3. размножения листьями 4. слияния гамет

А7. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семечки:

1. околоплодник 2. семя 3. эндосперм 4. зародыш

А8. Если в яблоке четыре семени, то сколько яйцеклеток участвовало в их образовании:

1. 2 2. 4 3. 8 4. 16

А9. Сколько спермиев участвовало в образовании семян яблока, содержащего 4 семени:

1. 2 2. 4 3. 6 4. 8

А10. Все клетки сливы содержат 48 хромосом. Сколько хромосом содержит эндосперм семени сливы?

1. 48 2. 24 3. 72 4. 18

А11. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

1. семенная кожура 2. семядоля 3. зачаточные листья 4. зародышевый корень

А12. В приведенном списке признаков семян выберите только признак, общий для однодольных и двудольных растений:

1. зародыш семени состоит из корешка, стебелька и почечки

2. эндосперм прилегает к зародышу семни

3. зародыш содержит тройной набор хромосом, а эндосперм – двойной

4. питательные вещества содержатся в зародыше

А13. Пестик и тычинки – главные части цветка потому, что они:

1. самые большие части 2. самые яркие части

3. являются органами размножения 4. самые сложные по строению цветка

А14. Из центральной клетки после ее слияния со спермием возниает:

1. зародыш 2. семязачаток 3. эндосперм 4. зигота

А15. Сколько спермиев участвует в оплодотворении цетрральной клетки:

1. 1 2. 2 3. 4 4. 6

А16. В яблоке или груше съедобными являются бывшие:

1. семязачатки 2. стенки завязи 3. цветоложа 4. пыльники

А17. Зародыш нового растения образуется в результате деления клеток:

1. эндосперма 2. стенок завязи 3. зиготы 4. вегетативной клетки

А18. Плод ягода у:

1. вишни 2. помидора 3. сливы 4. земляники

А19. Плод костянка у:

1. дуба 2. смородины 3. томата 4. персика

А20. На перегородке плода семена расположены у:

1. фасоли 2. репы 3. гороха 4. акации

А21. Наиболее приспособлены к распростраению ветром семена:

1. дуба 2. бузины 3. акации 4. клена

А22. Распространяются животными плоды:

1. клена 2. ольхи 3. липы 4. репейника (лопуха)

А23. Плод коробочка у:

1. мака 2. подсрлнечника 3. лещины 4. капусты

А24. Плод семянка у:

1. ячменя 2. редиса 3. подсолнуха 4. дуба

А25. Сочный плод с большим количеством семян называется:

1. ягода 2. костянка 3. коробочка 4. семянка

А26. Для прорастания семян не обязательным условием является:

1. влага 2. тепло 3. свет 4. воздух

А27. Вода необходима для прорастания семян потому, что:

1. в воде находятся минеральные вещества 2. в воде растворены органические вщества

3. зародыш может прорастать только во влажой среде 4. при прорастании необходимо увеличить массу семян

А28. В опыте выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие рзультаты: семен прорсли и на свету, и в темноте, Следовательно:

1. оба условия необходимы для прорастания семян 2. свет необходим для прорастания семян

3. свет не нужен для прорастаия семян 4. опыт ничего не показал

А29. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуд с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами:

1. меньше 2. больше 3. одинаково 4. зависит от вида растения

А30. Жизнь цветкового растения начинается с:

1. образования зиготы 2. прорастания семени 3. момента опыления 4. цветения

Задания уровня В

В1. Выберите правильные утверждения.

А) Все растения, существующие на Земле, имеют цветки

Б) Цветок – это орган полового размножения растений

В) все цветки устроены одинаково

Г) Плоды образуются из завязи и (иногда) цветоложа

Д) Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одном растении, называют однодомными

Е) Двойной околоплодник образован венчиком цветка

Ж) Лепестки венчика – это видоизмененные листья

^ В2. Выберите правильные утверждения

А) При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород

Б) При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей

В) Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус

Г) Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша

Д) Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки

Е) При дыхании семян выделяется тепло

Ж) Сухие семена не дышат

З) Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему

И) Первым у проростков появляется корень.

^ В3. Из приведенного списка выберите только двудольные растения

А) морковь Б) астра В) тюльпан Г) редька

Д) капуста Е) рожь Ж) овес З) лилия

И) дуб

^ В4. Проставьте буквы в такой последовательности, в которой прорастают семена фасоли.

А) Лопается кожура

Б) Образуются семядольные листья

В) Семя набухает

Г) Появляется зародышевый стебелек с почечкой

Д) Семядольные листья отваливаются

Е) Появляется корешок

^ В5. Установите правильную последовательность событий, происходящих в процессе оплодотворения.

А) Проникновение пыльцевой трубки в семязачаток

Б) Слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральной клеткой

В) Прорастание пыльцевой трубки

Г) Созревание пыльцы

Д) Попадание пыльцы на рыльце пестика

Е) Оплодотворение

Ж) Образование семени

З) образование зиготы.


Задания уровня С

1. Чем можно объяснить, что у некоторых цветковых растений пыльца созревает раньше, чем раскрывается рыльце пестика?

2. Опишите способы распространения плодов и семян, их приспособления к рспространению.

3. Как определяют семена на «всхожесть»? Зачем это делают?

4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают?

5. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему?

Семена лука; семена огурца; семена фасоли.


Тесты к теме: Семенные растения (тест 2)

Задания уровня А

А1. Самой крупной из перечисленных систематических групп является:

1) вид 2) род 3) семейство 4) класс

А2. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:

  1. вид – род – отдел – класс – царство – семейство

  2. род – семейство – вид – отдел – царство – класс

  3. царство – отдел – класс – семейство – род – вид

  4. семейство – вид – род – класс – царство – отдел

А3. К покрытосеменным растениям относятся все:

1) цветковые растения 2) растения Земли 3) растения, дающие семена 4) опыляемые растения

А4. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него скорее всего:

  1. мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями

  2. мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей

  3. стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями

  4. стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей

А5. К однодольным растениям относят:

1) все покрытосеменные растения 2) только злаки

3) все культурные растения 4) злаки, осоки и лилейные

А6. В каком случае приведено название рода растения:

1) покрытосеменные 2) редька 3) редька дикая 4) крестоцветные

А7. В каком случае указано название отдела растений:

1) злаки 2) голосеменные 3) однодольные 4) двудольные

А8. Исключите лишнее понятие:

1) крестоцветные 2) розоцветные 3) бобовые 4) лилейные

А9. Двойное название растения указывает на название:

1) отдела 2) класса 3) семейства 4) вида

А10. В каком случае правильно показана формула цветка крестоцветных:

1) Ч4 Л4Т2+4П1 2) Ч2+4Л2Т4П1 3) Ч1Л2Т2+4П4 4) Ч4Л2+4Т2П1

А11. Общим для семейства крестоцветных является:

1) плод стручок или стручочек 2) соцветие корзинка

3) мочковатый корень 4) параллельное жилкование листьев

А12. К сорнякам из семейства крестоцветных относится:

1) брюква 2) турнепс 3) левкой 4) сурепка обыкновенная

А13. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных:

1) деревья 2) кустарники 3) травы 4) все формы

А14. Какая из формул обозначает строение цветка розы?

1) Ч_Л2Т4П1 2) Ч5Л4Т5П_ 3) Ч5Л5Т_П_ 4) Ч5Л_4Т5П1

А15. К осенним сортам яблок относится:

1)белый налив 2) папировка 3) антоновка 4) апорт

А16. Плод яблоко – у:

1) груши 2) сливы 3) абрикоса 4) лапчатки прямостоячей

А17. При посадке плодового дерева корневую шейку:

1) закапывают глубоко под землю 2) оставляют ее над поверхностью на 5-8 см.

3) оставляют ее на высоте 25-30 см 4) не учитывают уровень корневой шейки по отношению

к почве

А18.Травянистые розоцветные от крестоцветных легко можно отличить по:

1) внутреннему строению листа 2) внутреннему строению стебля

3) строению и форме плода 4) строению и форме корня

А19. Цветок бобовых приспособлен к опылению:

1) ветром 2) водой 3) мелкими млекопитающими 4) насекомыми и самоопылению

А20. Формула цветка бобовых:

1) Ч(9)Л1+2+(3)Т(8)+1П1 2) Ч(5)Л1+2Т(9)+1П1

3) Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 4) Ч1Л1+2+(2)Т(10)П1

А21. Клубеньки на корнях бобовых – это:

1) колония бактерий 2) опухоли на корнях растений, в которых есть бактерии

3) поибшие от бактерий корни 4) раздувшиеся корневые волоски

А22. Характерными для семейства бобовых соцветиями являются:

1) простой зонтик и корзинка 2) колос и метелка 3) головка и кисть 4) щиток и сложый зонтик

А23. Бактериям легче проникнуть в растение гороха через:

1) атмосферный воздух 2) корневые волоски 3) листья 4) стебель

А24. Семена сои и арахиса богаты в основном:

1) жирами и углеводами 2) белками и жирами

3) улеводами и жирами 4) минеральными солями

А25. Цветку пастеновых соответствует формула:

1) Ч5Л4+1Т3+2П1 2) Ч5Л5Т5П1 3) Ч4+1Л3+2Т5П1 4) Ч(5)Л(5)Т5П1

А26. К семейству пасленовых относятся растения родов:

1) петунья и перец 2) картофель и соя 3) белена и шиповник 4) белладонна и фасоль

А27. Основным отличительным признаком семейства сложноцветных является:

1) сетчатое жилкование листьев 2) соцветие корзинка

3) две семядоли в зародыше 4) стержневая корневая система

А28. какая из приведенных формул соответствует строению язычковых и трубчатых цветков сложноцветных:

1) Ч0Л(5)Т(5)П(1) 2) Ч5Л5Т5П1 3) Ч0Л0Т(5)П(5) 4) Ч(5)Л(5)Т(5)П1

А29. Родина хризантем:

1) Восточная Азия 2) Южная Америка 3) Западная Европа 4) Австралия

А30. К древовидным лилейным относится:

1) тюльпан 2) ладиолус 3) столетник 4) ландыш

А31. Корневая система лилейных образована:

1) придаточными корнями 2) боковыми корнями

3) стержневыми корнями 4) всеми типами корней

А32. Околоцветник тюльпана образован:

1) чашечкой и венчиком 2) лепестками венчика

3) листочками, похожими на лепестки 4) язычковыми цветками

А33. Какая из формул обозначает строение цветка тюльпана?

1) Ч3О3Т6П1 2) О3+3Т3+3П1 3) Ч6О6Т3П38 4) О3Т3П3

А34. Одним из основных признаков злаков является:

1) плод семянка 2) одна семядоля в семени 3) плод зерновка 4) верхушечный рост побега

А35. Початок – это:

1) плод 2)цветок 3)соцветие 4)соплодие

А36. Кукуруза лучше всего растет:

1) на Кольском полуострове 2)в Сибири 3) в Подмосковье 4) в Крыму


Задания уровня В

В1. Выберите правильные утверждения

А) Все пасленовые имеют одинаковое строение цветка

Б) Пасленовые – в основном травянистые растения

В) Плод пасленовых – орешек

Г) У томата и паслена черноо плод – ягода

Д) Родина картофеля – Индия


В2. Какие из указанных признаков соответствуют картофелю?

А) Теневыносливое и теплолюбивое растение

Б) Холодостойкое и светолюбивое растение

В) В основном перекрестноопыляющееся растение

Г) Плод картофеля – клубень

Д) Плод – ягода

Е) Родина – Австралия


В3. Выберите правильные утверждения

А) Одиночный цветок одуванчика имеет несколько лепестков

Б) У всех сложноцветных плод – семянка

В) В корзинке бодяка полевого все цветки трубчатые

Г) Пижма и череда – лекарственные растения

Д) Подсолнечник – многолетнее растение

Е) Трубчатые цветки не имеют чашечки


В4. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных

А) Одна семядоля в семени

Б) Стержневая корневая система

В) Сетчатое жилкование листьев

Г) Параллельное жилкование листьев

Д) Мочковатая корневая система

Е) Простой околоцветник

Ж) Двойной околоцветник

В5. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства мотыльковых

А) Стебель видоизменен в луковицу

Б) В зародыше две семядоли

В) Имеют главные корни

Г) Дуговое жилкование листьев

Д) В околоцветнике 5 лепестков

Е) Плод – боб


В6 Выберите правильные утверждения

А) Предками культурных растений были дикие растения

Б) Прежде чем появилось земледелие, было собирательство

В) Культурные растения полностью похожи внешне на своих предков

Г) Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами

Д) При вегетативном размножении растений у потомства появляются новые наследственные признаки

Е) Разные сорта яблони могут скрещиваться друг с другом


В7. Установите соответствие между признаками семейства и их названиями

семейства

Признаки семейства

  1. Сложноцветные

  2. Злаковые

А) Двудольные

Б) Соцветие колос или початок

В) Однодольные

Г) Соцветие корзинка

Д) Плод зерновка

Е) Плод семянка


Задания Уровня С

С1. Назовите культурные растения, попавшие в Европу из Южной Америки.

С2. Какие блюда можно приготовить из растеий семейства крестоцветных?

С3. Какие блюда можно приготовить из растений семейства пасленовых?

С4. Зачем нужна наука – систематика?

С5. Назовите признаки, по которым можно проклассифицировать различные растения.

С6. Какая существует связь между некоторыми растениями из семейства пасленовых и грибами?

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Тема: Семенные растения iconТесты к теме: Семенные растения Задания уровня А
В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности

Тема: Семенные растения iconТема: Развитие растительного мира. Основные этапы. Доказательства исторического развития растений Семенные растения
В отличие от споры, содержащей мало питательных веществ и требующей для дальнейшего развития сочетания многих благоприятных условий,...

Тема: Семенные растения iconТема «Растительный мир саванн» Вопросы знатокам
Какие растения преобладают в саванне: деревья, кус­тарники или травянистые растения?

Тема: Семенные растения iconУрок открытие. Тема
Тема: Растительный мир Мурманской области. Грибы съедобные и несъедобные. Дикорастущие растения

Тема: Семенные растения iconПодцарство Высшие растения. Отдел Риниофитовидные
Корней у этих растений не было, вместо них – корневищеподобные образования, покрытые ризоидами. Гаметофит вел подземный образ жизни....

Тема: Семенные растения iconВнеурочная деятельность. Занятие по курсу «Всё обо всём». Тема: Комнатные растения

Тема: Семенные растения iconТематический план работы кружка «Юный биолог» «Растения и человек» для учащихся 6 класса
Растения в нашей жизни. Значение растений (продукты питания, одежда, источник кислорода, эстетическое значение)

Тема: Семенные растения iconТема «Растения экваториального леса» а это вы знаете?
Во влажных экваториальных лесах встречается больше половины всех видов растений и животных пашей планеты

Тема: Семенные растения iconТема «Растения болот» Вопросы знатокам
Какое насекомоядное растение, растущее на болотах, получило свое название за капельки липкой жидкости, блес­тящей на солнце?

Тема: Семенные растения iconТема «Растения экваториального леса» Вопросы знатокам
Правда ли, что во влажных тропических лесах встречается около двух миллионов различных видов растений и животных?

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы