Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения icon

Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения



НазваниеПрограмма факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения
Дата конвертации16.10.2013
Размер158.74 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальный институт образования


Минский государственный лингвистический университет


Букаев А.И. Букаева Л.С.


ПРОГРАММА

факультативных занятий по немецкому языку

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература Германии


для IX класса гимназий

с белорусским и русским языками обучения


Минск 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях гуманитаризации образования в Республике Беларусь изучение литературы, в том числе и зарубежной, является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Знакомство с литературой стран изучаемого языка расширяет духовный кругозор школьников и способствует осознанию ими общности гуманитарных проблем, стоящих перед народами разных стран. Чтение произведений литературы формирует их художественные вкусы, нравственные и эстетические идеалы. Благодаря изучению зарубежных литератур учащиеся знакомятся с историей мировой культуры, с менталитетом народов мира.

Изучение немецкоязычной литературы в гимназии преследует одновременно несколько целей. Практическая цель изучения истории немецкой литературы состоит в том, что посредством изучения и обсуждения литературных произведений учащиеся учатся компетентно говорить на немецком языке о художественных явлениях, совершенствуют свои знания немецкого языка.

Образовательная цель изучения немецкой литературы заключается в том, что учащиеся получают конкретное представление о литературном процессе в Германии от древних литературных памятников до современности и учатся сравнивать его с процессами развития литературы своей страны.

Преподавание и изучение литературы преследует также и воспитательные цели. Литературные произведения каждого народа включают в свое содержание неоспоримые нравственные идеалы, что благотворно влияет на формирование личности учащегося, его взглядов и убеждений.

Поскольку на факультативный курс немецкой литературы отводится всего 35 часов, необходимо сосредоточить основное внимание на узловых проблемах историко-литературного развития и на изучении творчества наиболее известных и значительных авторов. На занятиях учитель должен, прежде всего, подвергнуть комплексному анализу не только идейно-тематическое содержание произведения, но и его художественную форму, композицию и языковые особенности.

Программа факультативных занятий предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Мы рекомендуем русский язык при обсуждении теоретических проблем, таких как общая характеристика эпохи и литературного направления. Обсуждение конкретного художественного произведения рекомендуется осуществлять на иностранном языке.

На практических занятиях учащиеся должны работать над произведениями писателей.
Они должны ознакомиться с творчеством писателя в целом. Произведения можно читать полностью или в отрывках. Стихи рекомендуется заучивать наизусть и декламировать их перед классом. Что касается драматических произведений, то можно инсценировать небольшие сценки из пьес. Рекомендуем также использование аудиозаписей, видеофильмов и экранизаций литературных произведений.

Для контроля усвоения знаний рекомендуется использовать тестирование, написание докладов и рефератов. Можно устраивать дискуссии по прочитанным книгам или беседы. Большое место должно отводиться самостоятельной работе учащихся и, прежде всего, индивидуальному чтению.

^ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ


1. Древнегерманская и средневековая литература 1

2. Литература эпохи Возрождения 1

3. Литература семнадцатого века 1

4. Литература раннего и зрелого Просвещения 2

5. Иоганн Вольфганг Гете 3

6. Фридрих Шиллер 3

7. Литература романтизма 1

8. Предмартовская литература 4

9. Литература натурализма 1

10. Литература декаданса 1

11. Литература модернизма 1

12. Литература критического реализма 6

13. Литература социалистического реализма 4

14. Литература Восточной Германии (ГДР) 3

15. Литература Западной Германии (ФРГ) 3


Всего: 35 часов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА 1. ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА


Ранние свидетельства о литературе древних германцев. Основные жанры древнегерманской поэзии. Древнеримский историк Тацит о нравах и обычаях, о поэзии древних германцев. «Песнь о Хильдебранде». Отражение в ней конфликтов раннего средневековья, эпохи великого переселения народов.

«Песнь о Нибелунгах». Исторические и мифологические корни «Песни о Нибелунгах». Образ Зигфрида как воплощение нравственных идеалов народа. Отражение средневековых междоусобиц.


^ ТЕМА 2 ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Образ человека в искусстве Возрождения. Гуманизм. Попытка возродить античную культуру. Универсализм лучших представителей эпохи. Эпоха великих географических открытий и научно-технических изобретений.

Великая крестьянская война и религиозная Реформация. Роль сатиры в эпоху борьбы и столкновений.

Немецкие «народные книги», их связь с реальной жизнью эпохи. «Рейнеке Лис» (1498), «Тиль Эйленшпигель» (1515) и «История о докторе Иоганне Фаусте» (1587) – яркие образцы народных книг.


^ ТЕМА 3. ЛИТЕРАТУРА СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА


Эпоха контрреформации и княжеского абсолютизма. Конфликт на религиозной почве между протестантами и католиками. Тридцатилетняя война и ее последствия. Безысходность и отчаяние, их отражение в идее о бренности всего сущего, о преходящем характере человеческой жизни. Мечта о мире и покое.

4 этапа в развитии литературы семнадцатого века: ранний классицизм, барокко, ренессансный (бытовой) реализм и «школа разума». Противостояние классицизма и барокко. Влияние рационалистической философии Декарта на классицизм.

Ганс Гриммельсгаузен (1621—1676) – выдающийся романист семнадцатого века. Роман «Симплициссимус» (1669) – реалистическая картина жизни военного времени. Изображение ужасов войны, бедствий и страданий простых людей. Показ абсурдности миропорядка. Плутовской характер сюжета. Барочные черты в стиле романа.


^ ТЕМА 4. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО И ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


Всемирный характер культуры эпохи Просвещения. Антифеодальная и антицерковная направленность просветительской идеологии. Мечта о «царстве разума», вера в его всесилие. Идеи демократии, братства, равенства и свободы, разделения и независимости властей. Многообразие направлений в литературе европейского и немецкого Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Германия в первой половине восемнадцатого века. Политическая раздробленность и экономическая отсталость и их влияние на литературу. Слабость немецкой буржуазии, ее заискивание перед дворянством.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) – великий просветитель Германии, поэт, драматург, эстетик, философ. Чернышевский и Гейне о Лессинге. Лирика раннего Лессинга в духе поэзии рококо. «Письма, касающиеся новейшей литературы» (1759—1765). Шекспир как пример для подражания. «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766). Критика Винкельмана.

«Гамбургская драматургия» (1767—1768) – выдающееся произведение европейской просветительской эстетики. Утверждение принципов реализма и отрицание классицизма. Приверженность Шекспиру.

Лессинг-драматург. Его ранние пьесы и их гуманистический смысл. «Мисс Сара Сампсон» (1755) – первая немецкая буржуазная трагедия. «Минна фон Барнгельм» (1767) – выдающаяся немецкая национальная комедия. Скрытая критика прусского режима. Идеализация главных героев.

«Эмилия Галотти» (1772)– немецкая социальная драма. Критика в ней княжеского абсолютизма, тирании и деспотизма феодальных правителей.

Антицерковная полемика Лессинга в последние годы жизни. «Натан Мудрый»(1779) – драма идей. Обличение в ней религиозного фанатизма и нетерпимости. Натан Мудрый – носитель просветительского идеала разума. Легенда о трех кольцах – призыв к служению гуманистическим идеалам.


^ ТЕМА 5. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ


Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) – великий немецкий поэт и мыслитель, эстетик, философ и естествоиспытатель. Штюрмерская лирика молодого Гете («Свидание и разлука», «Майская песня»). Его гимны «Песнь Магомета», «Ганимед», «Прометей». Отрицание мещанской морали и прославление автономии человеческой личности.

Роман «Страдания юного Вертера» (1774). Противопоставление в нем дворянской и филистерской среды. Социальная критика дворянства, его сословных предрассудков и духовной ограниченности.

Гете в Веймаре. Его политическая деятельность. Новая манера письма: классическая строгость изложения, законченность образа, завершенность композиции. Поэзия Гете веймарского периода: 2 версии «Ночной песни странника», баллада «Лесной царь».

Путешествие Гете в Италию. Формирование эстетики «веймарского классицизма». Нравственное воспитание личности – главный ключ к решению социальных вопросов. Психологическая драма «Ифигения в Тавриде» (1787). Понимание гуманизма как «чистой человечности». «Римские элегии» (1788—1790) – выражение здоровой чувственности «великого язычника» Гете.

Гете и Великая французская буржуазная революция. Противоречивость отношения Гете к ней. Революционная тема в его произведениях девяностых годов. Роман воспитания личности «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796). История его возникновения. Реалистическая картина немецкой жизни и немецкого театра того времени. Показ путей формирования гармоничной всесторонней человеческой личности в духе классического немецкого гуманизма. Практическая деятельность как самое эффективное средство воспитания личности.

Лирический сборник позднего Гете «Западно-восточный диван». Многообразие тем и мотивов в нем. Любовь – главная тема, объединяющая в единое целое все 12 книг сборника.

Трагедия «Фауст». История ее создания. «Пролог на небе»– завязка и предвосхищение финала. Уверенность господа в изначальной доброте человека, в том, что настоящий человек несмотря на все ошибки в конечном итоге находит правильный путь. Уверенность дьявола в обратном: человек жалок и благодаря своему разуму он еще больший зверь, чем все остальные существа. Последующая первая и вторая часть – попытка доказательства правильности утверждений обеих спорящих сторон — бога и дьявола. Два типа ученых: Фауст и Вагнер. Для Фауста наука—смысл его жизни, для Вагнера—дойная корова, дающая ученому все блага жизни.

Фауст и народ в сцене «За городскими воротами». Сложный, противоречивый характер образа Мефистофеля. Приверженность Гете практической деятельности в сцене перевода Евангелия. Пари Фауста с Мефистофелем – спор о призвании человека. Трагедия Маргариты. Черты «естественного человека» в образе Маргариты. Идейный смысл первой части трагедии, особенно ее финала.

Вторая часть – отражение сложности и противоречивости европейской ситуации после 1800 года. Полемика Гете с романтиками о средневековье.

Попытка Гете пересмотреть свое прежнее отношение к античности. Утверждение идеи свободного труда на свободной земле в финале. Мировое значение «Фауста».

^ ТЕМА 6. ФРИДРИХ ШИЛЛЕР


Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) – великий немецкий поэт, драматург и эстетик. Шиллер и «Буря и натиск». Взгляды Шиллера на театр как на воспитательное учреждение. Штюрмерская драма «Разбойники» (1781) – отражение республиканских, антимонархических взглядов автора. Критика феодальной действительности в образе Франца Моора. Штюрмерские черты художественной манеры Шиллера.

Трагедия «Коварство и любовь» (1784). Изображение в ней двух миров: феодального и бюргерского.

Постепенный переход Шиллера на позиции Веймарского классицизма. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796) и «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795). Отношение Шиллера к античности. Баллады Шиллера и воплощение в них идеалов человечества.

Шиллер и французская революция. Дружба Гете и Шиллера, ее плодотворное влияние на их творчество. Баллады Шиллера «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Кубок» и «Порука».

Трилогия «Валленштейн» (1797—1799). Изображение массовых сцен в первой части. Сложность и противоречивость образа Валленштейна.

Трагедия «Мария Стюарт» (1801). Свободное истолкование в ней исторического материала. «Вильгельм Телль» (1804) – драма о швейцарском народе, о его борьбе за независимость. Реалистичность образов. Массовые сцены. Образ Телля в развитии.


^ ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА


Романтизм в мировой литературе как реакция на Великую французскую буржуазную революцию и духовно подготовившее ее Просвещение. Прогрессивный и консервативный романтизм. Влияние философии Фихте, Шеллинга и Шлейермахера на мировоззрение немецких романтиков. Необычность и исключительность романтических образов. Интерес к фольклору и национальному прошлому. Антибуржуазность романтизма. Идеализация средневековья, с одной стороны, и будущего, с другой.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1766—1822) – крупнейший прозаик немецкого романтизма. Художник-энтузиаст – главный герой его новелл. Сказка «Золотой горшок». Сказка «Крошка Цахес» – фантастическое отражение идеи присвоения чужого труда.


^ ТЕМА 8. ПРЕДМАРТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Немецкая литература тридцатых годов девятнадцатого века. Подъем оппозиционного движения в Германии под влиянием июльской революции 1830 года во Франции. Буржуазно-либеральное литературное течение «Молодая Германия», его эстетическая программа. Требование политического характера литературы, ее злободневности. Односторонняя оценка Гегеля и Гете.

Генрих Гейне (1797—1856) – великий немецкий поэт и мыслитель. Лирический сборник «Книга песен» (1827). Главные темы сборника – любовь и природа. Политические мотивы в романсе «Гренадеры». «Путешествие по Гарцу»(1826). Любовь к народу и природе. Тема французской революции в произведении писателя «Идеи. Книга Ле Гран» (1827).

Гейне и июльская революция 1830 года. Борьба Гейне с «тенденциозной поэзией» сороковых годов и с эпигонами романтизма в сатирическом животном эпосе «Атта Тролль» (1843). Поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). Лирический сборник «Современные стихотворения».


^ ТЕМА 9. ЛИТЕРАТУРА НАТУРАЛИЗМА


Рост рабочего движения и обострение социальных противоречий в восьмидесятые годы девятнадцатого века. Идейная борьба в немецкой литературе, философии и эстетике. Влияние французского натуралистического «экспериментального романа» на немецкую литературу.

Сильные и слабые стороны натурализма как художественного метода.

Герхарт Гауптман (1862—1946) – глава немецкого натурализма. Ранняя натуралистическая драма «Перед восходом солнца» (1889). Биологизм в обрисовке характеров. Схематичность образа Лота.

«Ткачи» (1893) – социальная драма о восстании силезских ткачей.

^ ТЕМА 10. ЛИТЕРАТУРА ДЕКАДАНСА


Дальнейшее углубление кризиса немецкого общества с начала девяностых годов и его отражение в искусстве и литературе декаданса. Полное исчезновение социальной тематики из литературы декаданса. Бегство писателей от социальной действительности в мир мечты. Эстетизм, аристократизм, противопоставление художника толпе. Теория «чистого искусства», «искусства ради искусства». Художественный формализм. Культивирование необычного, таинственного, ненормального и болезненного. Сентиментальность и мечтательность. Мистика и иррационализм, отказ от народности искусства.

Райнер Мария Рильке (1875—1926) – выдающийся австрийский поэт начала двадцатого века. Русские мотивы в его лирике («Часослов»)


^ ТЕМА 11. ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА


Обострение социальных противоречий и назревание кризиса в в Германии. Вильгельма Второго. Возникновение экспрессионизма. Стихийный протест мелкой буржуазии против всего миропорядка предвоенной Германии. Противоречивость экспрессионизма. Идейное размежевание в нем. Правое крыло экспрессионизма – одно из выражений буржуазного декаданса. Левые экспрессионисты. Проповедь «обновления человечества», борьба против эстетства за проблемное, остроконфликтное искусство. Экспрессионизм как искусство «выражения». Абстрактность образов. Излишняя патетика и риторика.

Основные течения философской мысли и их отражение в литературе двадцатых годов. «Закат Европы» О. Шпенглера. Идея заката цивилизации.

«Глубинная психология» Зигмунда Фрейда и ее влияние на литературу.

Модернизм как эстетическая система, отразившая смятение и растерянность художника перед окружающим миром.

Франц Кафка (1883—1924). Черты сюрреализма и экспрессионизма в его творчестве. Болезненно-надломленный характер критики буржуазного общества в его произведениях. Трагическая обреченность человека в мире. Абсурдность мироустройства. Разорванность сознания писателя. Фрагментарность изображения и излишняя усложненность образов. Популярность Кафки после второй мировой войны.

«Магический реализм» и его обращенность к более глубинным слоям действительности. Зашифрованность художественных образов. Трудности их понимания.

^ ТЕМА 12. ЛИТЕРАТУРА КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА


Кризис натуралистической литературы после 1895 года. Приход на смену ей литературы декаданса и критического реализма. Запоздалое развитие критического реализма в немецкой литературе. Влияние русского реализма второй половины девятнадцатого века на немецкую литературу критического реализма. Типические характеры в типических обстоятельствах. Жизненная правда и народность. Гуманизм литературы критического реализма, ее антибуржуазная направленность. Антимилитаристская, антипрусская позиция писателей. Критика вильгельмовской школы и системы воспитания.

Этапы развития критического реализма в Германии. Томас Манн (1871—1955) – великий немецкий писатель и мыслитель двадцатого века. Отражение в его творчестве глубоких раздумий над судьбами цивилизации в двадцатом веке.

«Будденброки» (1901)– реалистическая картина величия и падения буржуазного рода. Идеализация бюргерской культуры и одновременно глубокий и тонкий анализ процесса загнивания буржуазного уклада. Глубина психологического анализа характеров, мастерство в изображении повседневного быта.

Томас Манн после первой мировой войны. Приверженность идеям демократии. «Волшебная гора» (1924) – первый «интеллектуальный роман» Томаса Манна. Рассуждение о судьбах цивилизации в романе-мифе «Иосиф и его братья» (1933—1943). Роман «Лотта в Веймаре» (1939)– новая попытка полемики с идеологией нацизма. «Доктор Фаустус» (1947)– книга о судьбах современной цивилизации, культуры. Осуждение фашизма и войны в романе.


^ ТЕМА 13. ЛИТЕРАТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА


Характеристика литературы социалистического реализма, предполагающей социально-исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии с позиций «светлого» коммунистического идеала. Наиболее яркие представители литературы соцреализма, сформулировавшие ее основные принципы: Б. Брехт, И.Р. Бехер, А. Зегерс.

Анна Зегерс – выдающаяся представительница литературы соцреализма. Революционная и антифашистская тематика ее произведений. Широта и глубина охвата изображаемых ею событий. «Седьмой крест» (1943) – апогей в творчестве Зегерс. Коммунистические позиции писательницы.

«Мертвые остаются молодыми» (1947). Широкий охват изображения немецкой действительности от ноябрьской революции до краха фашизма.


^ ТЕМА 14. ЛИТЕРАТУРА ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ (ГДР)

Изображение в литературе ГДР преодоления старого и формирования нового, социалистического сознания в произведениях Анны Зегерс, Кристы Вольф, Эрвина Штриттматтера.

Криста Вольф (род. в 1929 г.). Роман «Расколотое небо» (1963) о трагедии «двух Германий». Роман «Размышления о Кристе Т.» (1968). Нравственные проблемы личности.


^ ТЕМА 15. ЛИТЕРАТУРА ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ (ФРГ)


Сложность политической и идеологической обстановки в Западной Германии в послевоенные годы. Настроения растерянности и безысходности. «Проблема вины» немецкого народа и ее разрешение философами и писателями. Многообразие литературных школ и направлений. «Группа 47». Антифашистский и демократический характер взглядов писателей этой группы. Поиски «третьего пути» между капитализмом и социализмом.

Гюнтер Грасс ( род. в 1927 г.)– лауреат нобелевской премии. Симпатии писателя к немецкой социал-демократии. «Жестяной барабан» (1959) – роман о разрушении всех бюргерских ценностей и святынь. Критика в нем немецкого мещанина, его менталитета. История Германии как мрачный и абсурдный фарс.


^ ОЖИДАМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Расширение кругозора школьников, осмысление литературы как искусства; формирование представлений о влиянии социально-экономическиъх условий и научно-технического прогресса на развитие литературы; о способах отражения гуманистического мировоззрения в литературном произведении; более глубокое понимание родной литературы, как составной части мирового литературного процесса.

Развитие познавательных способностей и стимулирование мыслительной и творческой деятельности учащихся; формирование умения сопоставлять художественные произведения и явления разных национальных литератур, видеть сходство и различие мировоззренческих и творческих позиций авторов; развитие умения сопоставлять литературное произведение с явлениями современной жизни. Развитие чувства прекрасного. Развитие умения вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Развитие умения самостоятельного поиска и обобщения материала, совершенствование навыков публичного выступления.

Развитие умения обобщать итоги своей работы и оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Совершенствование языковой компетенции и речевых навыков на немецком языке.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Песнь о Нибелунгах.

  2. Народная книга «Тиль Эйленшпигель».

  3. «Похождения Симплициссимуса» Гриммельсгаузена.

  4. «Минна фон Барнгельм» Готхольда Эфраима Лессинга.

  5. «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера.

  6. «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете.

  7. «Крошка Цахес» Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

  8. «Путешествие по Гарцу» Генриха Гейне.

  9. «Перед восходом солнца» Герхарта Гауптмана.

  10. «Будденброки» Томаса Манна.

  11. «Седьмой крест» Анны Зегерс.

12. «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса

^ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Гучинская, Н.О.; Чистова, Б.Е. Хрестоматия по немецкой литературе XIX века. – Москва: изд-во „Просвещение», 1984. - 236 с.

2. Жирмунская, Н.А. Хрестоматия по немецкой литературе XVIII века. –Ленинград: «Просвещение», ленинградское отд, 1976. - 344 с.

3. История литературы ФРГ. – Москва: изд-во «Наука», 1980. - 688 с.

4. История литературы ГДР. – Москва: изд-во «Наука», 1982. - 544 с.

5. История немецкой литературы. – Москва: «Высшая школа», 1975. – 528 с.

6. Курс лекций по истории зарубежной литературы ХХ века. – Москва: изд- во «Высшая школа», 1965. - 804 с.

7. Ланда, Е.В.. Хрестоматия по немецкой литературе ХVII века. – Ленинград: «Просвещение», ленинградское отд., 1975. - 286 с.

9. Неустроев, В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. –Москва: изд-во Моск. ун-та, 1958. - 466 с.

10. Пуришев, Б.И. Очерки немецкой литературы ХV – XVII веков. – Москва: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. - 392 с.

11. Bukajeff, A.I.. Geschichte der deutschen Literatur. Teil I. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1978. - 192 S.

12. Bukajeff, A.I.. Geschichte der deutschen Literatur. Teil II. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1979. - 224 S.

13. Bukajeff, A.I. Geschichte der deutschen Literatur. Teil III. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1982. - 225 S.

14. Deutsche Literaturgeschichte in einem Band. - Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verl., 1975. - 768 S.

15. Deutsches Gedichtbuch. - Berlin und Weimar: Aufbau-Verl., 1967. - 784 S.

16. Echtermeyer. Deutsche Gedichte. – Düsseldorf: August Bagel Verl., 1956.

- 752 S.

17. Grabert, W. und Mulot, A. Geschichte der deutschen Literatur. – München: Bayrischer Schulbuch-Verl., 1972. - 498 S.

18. Schnell, Ralf. Geschichte der deutschsprachigen Literatur. - Stuttgart, Weimar: Verl. I.B. Metzler, 2003. - 628 S.

19. Stössel M.A. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts. - Moskau, Verl. „Hochschule“, 1975. - 344 S.




Похожие:

Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconА. И. Герцена программа учебной дисциплины психология развития и возрастная психология
Профиль: Иностранный язык и зарубежная литература, Иностранный язык и компьютерная лингводидактика, Иностранный язык и русский язык...
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconЛитература для татар школ с русским языком обучения Валиахметова Ильзира 6 призер Сабирова Р. Д

Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений...
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconРабочая программа по немецкому языку для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по немецкому языку с учетом авторской программы И. Л. Бим для общеобразовательной школы «Немецкий язык. Первые шаги»
Название Немецкий язык. Первые шаги. Учебник немецкого языка для 3 класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г. Дополнительная литература
Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика, 5 – 11 кл. – 4-е изд., стереотип....
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconЛитература по определению зряча
Какая она современная русская литература? В главном та же, что и всегда. Литература началась не с возникновением романа, а гораздо...
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа выполняет две основные функции
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconДокументы
1. /Русская литература/7 класс программа.doc
2. /Русская...

Программа факультативных занятий по немецкому языку зарубежная литература литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения iconРабочая программа по немецкому языку на 2012-2013 уч г. 2
Данная рабочая программа составлена на основе нового Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов