|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Национальный институт образования Минский государственный лингвистический университет Букаев А.И. Букаева Л.С. ПРОГРАММА факультативных занятий по немецкому языку ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература Германии для IX класса гимназий с белорусским и русским языками обучения Минск 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В условиях гуманитаризации образования в Республике Беларусь изучение литературы, в том числе и зарубежной, является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Знакомство с литературой стран изучаемого языка расширяет духовный кругозор школьников и способствует осознанию ими общности гуманитарных проблем, стоящих перед народами разных стран. Чтение произведений литературы формирует их художественные вкусы, нравственные и эстетические идеалы. Благодаря изучению зарубежных литератур учащиеся знакомятся с историей мировой культуры, с менталитетом народов мира. Изучение немецкоязычной литературы в гимназии преследует одновременно несколько целей. Практическая цель изучения истории немецкой литературы состоит в том, что посредством изучения и обсуждения литературных произведений учащиеся учатся компетентно говорить на немецком языке о художественных явлениях, совершенствуют свои знания немецкого языка. Образовательная цель изучения немецкой литературы заключается в том, что учащиеся получают конкретное представление о литературном процессе в Германии от древних литературных памятников до современности и учатся сравнивать его с процессами развития литературы своей страны. Преподавание и изучение литературы преследует также и воспитательные цели. Литературные произведения каждого народа включают в свое содержание неоспоримые нравственные идеалы, что благотворно влияет на формирование личности учащегося, его взглядов и убеждений. Поскольку на факультативный курс немецкой литературы отводится всего 35 часов, необходимо сосредоточить основное внимание на узловых проблемах историко-литературного развития и на изучении творчества наиболее известных и значительных авторов. На занятиях учитель должен, прежде всего, подвергнуть комплексному анализу не только идейно-тематическое содержание произведения, но и его художественную форму, композицию и языковые особенности. Программа факультативных занятий предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Мы рекомендуем русский язык при обсуждении теоретических проблем, таких как общая характеристика эпохи и литературного направления. Обсуждение конкретного художественного произведения рекомендуется осуществлять на иностранном языке. На практических занятиях учащиеся должны работать над произведениями писателей. Они должны ознакомиться с творчеством писателя в целом. Произведения можно читать полностью или в отрывках. Стихи рекомендуется заучивать наизусть и декламировать их перед классом. Что касается драматических произведений, то можно инсценировать небольшие сценки из пьес. Рекомендуем также использование аудиозаписей, видеофильмов и экранизаций литературных произведений. Для контроля усвоения знаний рекомендуется использовать тестирование, написание докладов и рефератов. Можно устраивать дискуссии по прочитанным книгам или беседы. Большое место должно отводиться самостоятельной работе учащихся и, прежде всего, индивидуальному чтению. ^ ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1. Древнегерманская и средневековая литература 1 2. Литература эпохи Возрождения 1 3. Литература семнадцатого века 1 4. Литература раннего и зрелого Просвещения 2 5. Иоганн Вольфганг Гете 3 6. Фридрих Шиллер 3 7. Литература романтизма 1 8. Предмартовская литература 4 9. Литература натурализма 1 10. Литература декаданса 1 11. Литература модернизма 1 12. Литература критического реализма 6 13. Литература социалистического реализма 4 14. Литература Восточной Германии (ГДР) 3 15. Литература Западной Германии (ФРГ) 3 Всего: 35 часов. ^ ТЕМА 1. ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА Ранние свидетельства о литературе древних германцев. Основные жанры древнегерманской поэзии. Древнеримский историк Тацит о нравах и обычаях, о поэзии древних германцев. «Песнь о Хильдебранде». Отражение в ней конфликтов раннего средневековья, эпохи великого переселения народов. «Песнь о Нибелунгах». Исторические и мифологические корни «Песни о Нибелунгах». Образ Зигфрида как воплощение нравственных идеалов народа. Отражение средневековых междоусобиц. ^ Образ человека в искусстве Возрождения. Гуманизм. Попытка возродить античную культуру. Универсализм лучших представителей эпохи. Эпоха великих географических открытий и научно-технических изобретений. Великая крестьянская война и религиозная Реформация. Роль сатиры в эпоху борьбы и столкновений. Немецкие «народные книги», их связь с реальной жизнью эпохи. «Рейнеке Лис» (1498), «Тиль Эйленшпигель» (1515) и «История о докторе Иоганне Фаусте» (1587) – яркие образцы народных книг. ^ Эпоха контрреформации и княжеского абсолютизма. Конфликт на религиозной почве между протестантами и католиками. Тридцатилетняя война и ее последствия. Безысходность и отчаяние, их отражение в идее о бренности всего сущего, о преходящем характере человеческой жизни. Мечта о мире и покое. 4 этапа в развитии литературы семнадцатого века: ранний классицизм, барокко, ренессансный (бытовой) реализм и «школа разума». Противостояние классицизма и барокко. Влияние рационалистической философии Декарта на классицизм. Ганс Гриммельсгаузен (1621—1676) – выдающийся романист семнадцатого века. Роман «Симплициссимус» (1669) – реалистическая картина жизни военного времени. Изображение ужасов войны, бедствий и страданий простых людей. Показ абсурдности миропорядка. Плутовской характер сюжета. Барочные черты в стиле романа. ^ Всемирный характер культуры эпохи Просвещения. Антифеодальная и антицерковная направленность просветительской идеологии. Мечта о «царстве разума», вера в его всесилие. Идеи демократии, братства, равенства и свободы, разделения и независимости властей. Многообразие направлений в литературе европейского и немецкого Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Германия в первой половине восемнадцатого века. Политическая раздробленность и экономическая отсталость и их влияние на литературу. Слабость немецкой буржуазии, ее заискивание перед дворянством. Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) – великий просветитель Германии, поэт, драматург, эстетик, философ. Чернышевский и Гейне о Лессинге. Лирика раннего Лессинга в духе поэзии рококо. «Письма, касающиеся новейшей литературы» (1759—1765). Шекспир как пример для подражания. «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766). Критика Винкельмана. «Гамбургская драматургия» (1767—1768) – выдающееся произведение европейской просветительской эстетики. Утверждение принципов реализма и отрицание классицизма. Приверженность Шекспиру. Лессинг-драматург. Его ранние пьесы и их гуманистический смысл. «Мисс Сара Сампсон» (1755) – первая немецкая буржуазная трагедия. «Минна фон Барнгельм» (1767) – выдающаяся немецкая национальная комедия. Скрытая критика прусского режима. Идеализация главных героев. «Эмилия Галотти» (1772)– немецкая социальная драма. Критика в ней княжеского абсолютизма, тирании и деспотизма феодальных правителей. Антицерковная полемика Лессинга в последние годы жизни. «Натан Мудрый»(1779) – драма идей. Обличение в ней религиозного фанатизма и нетерпимости. Натан Мудрый – носитель просветительского идеала разума. Легенда о трех кольцах – призыв к служению гуманистическим идеалам. ^ Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832) – великий немецкий поэт и мыслитель, эстетик, философ и естествоиспытатель. Штюрмерская лирика молодого Гете («Свидание и разлука», «Майская песня»). Его гимны «Песнь Магомета», «Ганимед», «Прометей». Отрицание мещанской морали и прославление автономии человеческой личности. Роман «Страдания юного Вертера» (1774). Противопоставление в нем дворянской и филистерской среды. Социальная критика дворянства, его сословных предрассудков и духовной ограниченности. Гете в Веймаре. Его политическая деятельность. Новая манера письма: классическая строгость изложения, законченность образа, завершенность композиции. Поэзия Гете веймарского периода: 2 версии «Ночной песни странника», баллада «Лесной царь». Путешествие Гете в Италию. Формирование эстетики «веймарского классицизма». Нравственное воспитание личности – главный ключ к решению социальных вопросов. Психологическая драма «Ифигения в Тавриде» (1787). Понимание гуманизма как «чистой человечности». «Римские элегии» (1788—1790) – выражение здоровой чувственности «великого язычника» Гете. Гете и Великая французская буржуазная революция. Противоречивость отношения Гете к ней. Революционная тема в его произведениях девяностых годов. Роман воспитания личности «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796). История его возникновения. Реалистическая картина немецкой жизни и немецкого театра того времени. Показ путей формирования гармоничной всесторонней человеческой личности в духе классического немецкого гуманизма. Практическая деятельность как самое эффективное средство воспитания личности. Лирический сборник позднего Гете «Западно-восточный диван». Многообразие тем и мотивов в нем. Любовь – главная тема, объединяющая в единое целое все 12 книг сборника. Трагедия «Фауст». История ее создания. «Пролог на небе»– завязка и предвосхищение финала. Уверенность господа в изначальной доброте человека, в том, что настоящий человек несмотря на все ошибки в конечном итоге находит правильный путь. Уверенность дьявола в обратном: человек жалок и благодаря своему разуму он еще больший зверь, чем все остальные существа. Последующая первая и вторая часть – попытка доказательства правильности утверждений обеих спорящих сторон — бога и дьявола. Два типа ученых: Фауст и Вагнер. Для Фауста наука—смысл его жизни, для Вагнера—дойная корова, дающая ученому все блага жизни. Фауст и народ в сцене «За городскими воротами». Сложный, противоречивый характер образа Мефистофеля. Приверженность Гете практической деятельности в сцене перевода Евангелия. Пари Фауста с Мефистофелем – спор о призвании человека. Трагедия Маргариты. Черты «естественного человека» в образе Маргариты. Идейный смысл первой части трагедии, особенно ее финала. Вторая часть – отражение сложности и противоречивости европейской ситуации после 1800 года. Полемика Гете с романтиками о средневековье. Попытка Гете пересмотреть свое прежнее отношение к античности. Утверждение идеи свободного труда на свободной земле в финале. Мировое значение «Фауста». ^ Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) – великий немецкий поэт, драматург и эстетик. Шиллер и «Буря и натиск». Взгляды Шиллера на театр как на воспитательное учреждение. Штюрмерская драма «Разбойники» (1781) – отражение республиканских, антимонархических взглядов автора. Критика феодальной действительности в образе Франца Моора. Штюрмерские черты художественной манеры Шиллера. Трагедия «Коварство и любовь» (1784). Изображение в ней двух миров: феодального и бюргерского. Постепенный переход Шиллера на позиции Веймарского классицизма. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796) и «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795). Отношение Шиллера к античности. Баллады Шиллера и воплощение в них идеалов человечества. Шиллер и французская революция. Дружба Гете и Шиллера, ее плодотворное влияние на их творчество. Баллады Шиллера «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Кубок» и «Порука». Трилогия «Валленштейн» (1797—1799). Изображение массовых сцен в первой части. Сложность и противоречивость образа Валленштейна. Трагедия «Мария Стюарт» (1801). Свободное истолкование в ней исторического материала. «Вильгельм Телль» (1804) – драма о швейцарском народе, о его борьбе за независимость. Реалистичность образов. Массовые сцены. Образ Телля в развитии. ^ Романтизм в мировой литературе как реакция на Великую французскую буржуазную революцию и духовно подготовившее ее Просвещение. Прогрессивный и консервативный романтизм. Влияние философии Фихте, Шеллинга и Шлейермахера на мировоззрение немецких романтиков. Необычность и исключительность романтических образов. Интерес к фольклору и национальному прошлому. Антибуржуазность романтизма. Идеализация средневековья, с одной стороны, и будущего, с другой. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1766—1822) – крупнейший прозаик немецкого романтизма. Художник-энтузиаст – главный герой его новелл. Сказка «Золотой горшок». Сказка «Крошка Цахес» – фантастическое отражение идеи присвоения чужого труда. ^ Немецкая литература тридцатых годов девятнадцатого века. Подъем оппозиционного движения в Германии под влиянием июльской революции 1830 года во Франции. Буржуазно-либеральное литературное течение «Молодая Германия», его эстетическая программа. Требование политического характера литературы, ее злободневности. Односторонняя оценка Гегеля и Гете. Генрих Гейне (1797—1856) – великий немецкий поэт и мыслитель. Лирический сборник «Книга песен» (1827). Главные темы сборника – любовь и природа. Политические мотивы в романсе «Гренадеры». «Путешествие по Гарцу»(1826). Любовь к народу и природе. Тема французской революции в произведении писателя «Идеи. Книга Ле Гран» (1827). Гейне и июльская революция 1830 года. Борьба Гейне с «тенденциозной поэзией» сороковых годов и с эпигонами романтизма в сатирическом животном эпосе «Атта Тролль» (1843). Поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). Лирический сборник «Современные стихотворения». ^ Рост рабочего движения и обострение социальных противоречий в восьмидесятые годы девятнадцатого века. Идейная борьба в немецкой литературе, философии и эстетике. Влияние французского натуралистического «экспериментального романа» на немецкую литературу. Сильные и слабые стороны натурализма как художественного метода. Герхарт Гауптман (1862—1946) – глава немецкого натурализма. Ранняя натуралистическая драма «Перед восходом солнца» (1889). Биологизм в обрисовке характеров. Схематичность образа Лота. «Ткачи» (1893) – социальная драма о восстании силезских ткачей. ^ Дальнейшее углубление кризиса немецкого общества с начала девяностых годов и его отражение в искусстве и литературе декаданса. Полное исчезновение социальной тематики из литературы декаданса. Бегство писателей от социальной действительности в мир мечты. Эстетизм, аристократизм, противопоставление художника толпе. Теория «чистого искусства», «искусства ради искусства». Художественный формализм. Культивирование необычного, таинственного, ненормального и болезненного. Сентиментальность и мечтательность. Мистика и иррационализм, отказ от народности искусства. Райнер Мария Рильке (1875—1926) – выдающийся австрийский поэт начала двадцатого века. Русские мотивы в его лирике («Часослов») ^ Обострение социальных противоречий и назревание кризиса в в Германии. Вильгельма Второго. Возникновение экспрессионизма. Стихийный протест мелкой буржуазии против всего миропорядка предвоенной Германии. Противоречивость экспрессионизма. Идейное размежевание в нем. Правое крыло экспрессионизма – одно из выражений буржуазного декаданса. Левые экспрессионисты. Проповедь «обновления человечества», борьба против эстетства за проблемное, остроконфликтное искусство. Экспрессионизм как искусство «выражения». Абстрактность образов. Излишняя патетика и риторика. Основные течения философской мысли и их отражение в литературе двадцатых годов. «Закат Европы» О. Шпенглера. Идея заката цивилизации. «Глубинная психология» Зигмунда Фрейда и ее влияние на литературу. Модернизм как эстетическая система, отразившая смятение и растерянность художника перед окружающим миром. Франц Кафка (1883—1924). Черты сюрреализма и экспрессионизма в его творчестве. Болезненно-надломленный характер критики буржуазного общества в его произведениях. Трагическая обреченность человека в мире. Абсурдность мироустройства. Разорванность сознания писателя. Фрагментарность изображения и излишняя усложненность образов. Популярность Кафки после второй мировой войны. «Магический реализм» и его обращенность к более глубинным слоям действительности. Зашифрованность художественных образов. Трудности их понимания. ^ Кризис натуралистической литературы после 1895 года. Приход на смену ей литературы декаданса и критического реализма. Запоздалое развитие критического реализма в немецкой литературе. Влияние русского реализма второй половины девятнадцатого века на немецкую литературу критического реализма. Типические характеры в типических обстоятельствах. Жизненная правда и народность. Гуманизм литературы критического реализма, ее антибуржуазная направленность. Антимилитаристская, антипрусская позиция писателей. Критика вильгельмовской школы и системы воспитания. Этапы развития критического реализма в Германии. Томас Манн (1871—1955) – великий немецкий писатель и мыслитель двадцатого века. Отражение в его творчестве глубоких раздумий над судьбами цивилизации в двадцатом веке. «Будденброки» (1901)– реалистическая картина величия и падения буржуазного рода. Идеализация бюргерской культуры и одновременно глубокий и тонкий анализ процесса загнивания буржуазного уклада. Глубина психологического анализа характеров, мастерство в изображении повседневного быта. Томас Манн после первой мировой войны. Приверженность идеям демократии. «Волшебная гора» (1924) – первый «интеллектуальный роман» Томаса Манна. Рассуждение о судьбах цивилизации в романе-мифе «Иосиф и его братья» (1933—1943). Роман «Лотта в Веймаре» (1939)– новая попытка полемики с идеологией нацизма. «Доктор Фаустус» (1947)– книга о судьбах современной цивилизации, культуры. Осуждение фашизма и войны в романе. ^ Характеристика литературы социалистического реализма, предполагающей социально-исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии с позиций «светлого» коммунистического идеала. Наиболее яркие представители литературы соцреализма, сформулировавшие ее основные принципы: Б. Брехт, И.Р. Бехер, А. Зегерс. Анна Зегерс – выдающаяся представительница литературы соцреализма. Революционная и антифашистская тематика ее произведений. Широта и глубина охвата изображаемых ею событий. «Седьмой крест» (1943) – апогей в творчестве Зегерс. Коммунистические позиции писательницы. «Мертвые остаются молодыми» (1947). Широкий охват изображения немецкой действительности от ноябрьской революции до краха фашизма. ^ Изображение в литературе ГДР преодоления старого и формирования нового, социалистического сознания в произведениях Анны Зегерс, Кристы Вольф, Эрвина Штриттматтера. Криста Вольф (род. в 1929 г.). Роман «Расколотое небо» (1963) о трагедии «двух Германий». Роман «Размышления о Кристе Т.» (1968). Нравственные проблемы личности. ^ Сложность политической и идеологической обстановки в Западной Германии в послевоенные годы. Настроения растерянности и безысходности. «Проблема вины» немецкого народа и ее разрешение философами и писателями. Многообразие литературных школ и направлений. «Группа 47». Антифашистский и демократический характер взглядов писателей этой группы. Поиски «третьего пути» между капитализмом и социализмом. Гюнтер Грасс ( род. в 1927 г.)– лауреат нобелевской премии. Симпатии писателя к немецкой социал-демократии. «Жестяной барабан» (1959) – роман о разрушении всех бюргерских ценностей и святынь. Критика в нем немецкого мещанина, его менталитета. История Германии как мрачный и абсурдный фарс. ^ Расширение кругозора школьников, осмысление литературы как искусства; формирование представлений о влиянии социально-экономическиъх условий и научно-технического прогресса на развитие литературы; о способах отражения гуманистического мировоззрения в литературном произведении; более глубокое понимание родной литературы, как составной части мирового литературного процесса. Развитие познавательных способностей и стимулирование мыслительной и творческой деятельности учащихся; формирование умения сопоставлять художественные произведения и явления разных национальных литератур, видеть сходство и различие мировоззренческих и творческих позиций авторов; развитие умения сопоставлять литературное произведение с явлениями современной жизни. Развитие чувства прекрасного. Развитие умения вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Развитие умения самостоятельного поиска и обобщения материала, совершенствование навыков публичного выступления. Развитие умения обобщать итоги своей работы и оценивать результаты собственной учебной деятельности. Совершенствование языковой компетенции и речевых навыков на немецком языке. ^
12. «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса ^ 1. Гучинская, Н.О.; Чистова, Б.Е. Хрестоматия по немецкой литературе XIX века. – Москва: изд-во „Просвещение», 1984. - 236 с. 2. Жирмунская, Н.А. Хрестоматия по немецкой литературе XVIII века. –Ленинград: «Просвещение», ленинградское отд, 1976. - 344 с. 3. История литературы ФРГ. – Москва: изд-во «Наука», 1980. - 688 с. 4. История литературы ГДР. – Москва: изд-во «Наука», 1982. - 544 с. 5. История немецкой литературы. – Москва: «Высшая школа», 1975. – 528 с. 6. Курс лекций по истории зарубежной литературы ХХ века. – Москва: изд- во «Высшая школа», 1965. - 804 с. 7. Ланда, Е.В.. Хрестоматия по немецкой литературе ХVII века. – Ленинград: «Просвещение», ленинградское отд., 1975. - 286 с. 9. Неустроев, В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. –Москва: изд-во Моск. ун-та, 1958. - 466 с. 10. Пуришев, Б.И. Очерки немецкой литературы ХV – XVII веков. – Москва: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. - 392 с. 11. Bukajeff, A.I.. Geschichte der deutschen Literatur. Teil I. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1978. - 192 S. 12. Bukajeff, A.I.. Geschichte der deutschen Literatur. Teil II. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1979. - 224 S. 13. Bukajeff, A.I. Geschichte der deutschen Literatur. Teil III. – Minsk: „Wysch. Schkola“, 1982. - 225 S. 14. Deutsche Literaturgeschichte in einem Band. - Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verl., 1975. - 768 S. 15. Deutsches Gedichtbuch. - Berlin und Weimar: Aufbau-Verl., 1967. - 784 S. 16. Echtermeyer. Deutsche Gedichte. – Düsseldorf: August Bagel Verl., 1956. - 752 S. 17. Grabert, W. und Mulot, A. Geschichte der deutschen Literatur. – München: Bayrischer Schulbuch-Verl., 1972. - 498 S. 18. Schnell, Ralf. Geschichte der deutschsprachigen Literatur. - Stuttgart, Weimar: Verl. I.B. Metzler, 2003. - 628 S. 19. Stössel M.A. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts. - Moskau, Verl. „Hochschule“, 1975. - 344 S. |