|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Москва 2008 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Москва 2008 ![]() ^ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Авторы: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук Боровских Т.А., кандидат педагогических наук Рохлов В.С., кандидат педагогических наук Рецензенты: Демидова М.Ю., зав. отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук Орлов В.А., зав. лабораторией физического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 ^ Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов; при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 78 часов. Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии. Содержание программы для учреждений НПО и для учреждений СПО имеет разную логику построения, что обусловлено существенно отличающимся количеством часов, выделяемым на изучение естествознания при овладении профессиями и специальностями социально-экономического и гуманитарного профилей обучения. В программе для социально-экономического профиля в учреждениях НПО представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц. При организации учебной деятельности обучающихся учреждений НПО повышенное внимание целесообразно уделить изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных. При этом увеличивается количество лабораторных работ, опытов, время на их проведение. В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал. Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования. Социально-экономический профиль (учреждения начального профессионального образования) ^ Введение Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. ФИЗИКА1. Механика Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание*. Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений). Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Демонстрации Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость. Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука. ^ Исследование зависимости силы трения от веса тела. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). ^ История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. 3. Электродинамика Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине. Демонстрации Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Действие магнитного поля на проводник с током. Работа электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. Работа электрогенератора. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Разложение белого света в спектр. Интерференция и дифракция света. Отражение и преломление света. Оптические приборы. ^ Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. Изучение интерференции и дифракции света. ^ Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Демонстрации Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений. ^ Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах. Демонстрации Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах. Движение планет в Солнечной системе. ХИМИЯ^ Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи. Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие. Демонстрации Химические реакции с выделением теплоты. Вещества с различными типами кристаллической решетки. Обратимость химических реакций. ^ Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов). |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины Гаврилова С. А., зам начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Рецензенты: Афонина И. Ю., зам директора по учебной работе гоу спо «Железнодорожного колледжа» №52, преподаватель физики |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Пахнова Т. М., профессор кафедры методики преподавания русского языка мпгу, кандидат педагогических наук | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Жигарев И. А., зав кафедрой биолого-химического факультета мпгу, доктор биологических наук, профессор |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Жигарев И. А., зав кафедрой биолого-химического факультета мпгу, доктор биологических наук, профессор | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Королькова Е. С., старший научный сотрудник лаборатории обществознания нии симо рао, кандидат педагогических наук |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Соколов Н. Я., профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, член Союза писателей... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины Рецензенты: Биболетова М. З., зав лабораторией обучения иностранным языкам Института содержания и методов обучения рао, кандидат... |