Конкурс педагогических идей icon

Конкурс педагогических идей



НазваниеКонкурс педагогических идей
Дата конвертации30.06.2013
Размер278.3 Kb.
ТипКонкурс
скачать >>>
1. /аттестация/Dolzhnostnye_obyazannosti.doc
2. /аттестация/Interaktivnaya_doska_na_uroke.doc
3. /аттестация/Kriterii_occenki.doc
4. /аттестация/Metodichka_po_tehnologiyam.doc
5. /аттестация/Obrazovtelnye_tehnologii.doc
6. /аттестация/Occenochnaya_deyatelnost.doc
7. /аттестация/Perechen_tehnologii.doc
8. /аттестация/Postroenie_multimediinogo_uroka.pdf
9. /аттестация/Prikaz_MOMO_po_attestaccii.doc
10. /аттестация/Samoanalizuroka_pamyatki.doc
11. /аттестация/Tehnologii.doc
12. /аттестация/razyasneniya_minobr_po_attestaccii.pdf
Об утверждении единого квалификационного справочника
Конкурс педагогических идей
Общие сведения об аттестуемом
Понятие «технология» от греческого
Образовательные технологии
Современные требования к оценочной деятельности оценивание
Название технологий
Об аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных
Памятка для самоанализа занятия
Выступление на шмс филологов «Инновационные технологии» Учитель Перова И. Н

МОУ «СОШ №13 с УИОП» Электросталь 2010 год



Конкурс педагогических идей

Номинация «Интерактивная доска на уроке»


Работа учителя русского языка и литературы

«МОУ СОШ №13 с УИОП»

Перовой Инессы Николаевны


Оглавление

  1. Аннотация – стр. 2

  2. Введение – стр. 2

  3. Преимущества интерактивной доски – стр. 3

  4. Как интерактивные доски могут повысить эффективность обучения? – стр. 4

  5. Формы использования интерактивной доски на уроке – стр. 5

  6. Применение интерактивной доски на уроках и не только (из опыта работы) – стр.
    7

  1. Интерактивная доска – стр. 8

  2. Электронные пособия – стр. 10

  3. Тестовая технология – стр. 10

  4. Мультимедиа на уроке – стр. 11

  1. Видеозаписи – стр. 11

  2. Аудиозаписи – стр. 12

  3. Презентации к урокам – стр. 12




  1. Проектная технология – стр. 13

  1. Заключение – стр. 15



Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой статью, подводящую итоги работы над методической темой «Использование мультимедиа на уроках русского языка и литературы», которую я разрабатывала в течение 3 лет. В ходе работы я ознакомилась с методическими рекомендациями и статьями, опубликованными по данной теме, в методических журналах, газетах и Интернете. Вторым этапом работы стала апробация в работе обучающих дисков по русскому языку и литературе, создание мультимедийной библиотеки в кабинете, систематизация мультимедийных материалов в компьютере. Третий этап – создание авторских мультимедиа материалов по русскому языку и литературе.

В данной работе обобщается методический опыт работы с интерактивной доской, рассказывается о специфике использования интерактивной доски на уроках русского языка и литературы, приводятся разработки уроков и внеклассных мероприятий с использование интерактивной доски. Здесь я публикую свой опыт и опыт коллег, почерпнутый из Интернета. В ходе работы я участвовала в обсуждении данной темы на портале учителей «Общественная экспертиза учебников».

Введение

Интерактивная доска прочно входит в образовательный процесс. Оснащение школы кабинетами с интерактивными досками требует создания и изучения методики работы с данным техническим средством обучения.

Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. 

 

Традиционная школьная меловая доска – важнейшее и незаменимое оборудование на уроке – уже не справляется с новыми функциями, класс приходится дополнительно оборудовать проекционными экранами для слайдов и видеоинформации.

 

Обычная школьная доска многие годы была едва ли не главной составляющей учебного процесса: на ней писали, вывешивали наглядные материалы к урокам. Вот, пожалуй, и все, на что это оборудование было способно. Со временем в школьные классы пришли проекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели. А теперь все то, для чего когда-то использовалось это великое множество разрозненного оборудования, можно делать с помощью высокотехнологичного устройства под названием «школьная интерактивная доска».

 

Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.


Как показывает практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Далее мы поговорим о некоторых аспектах работы с интерактивной доской.


Преимущества интерактивной доски

Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.


Учителя отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок.

Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках.
 
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал.


Но важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.


Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:

  • урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

  • интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;

  • течение урока должно быть логическим и  последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

  • файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.




В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? почему интерактивные доски становятся все более популярными?

  • Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.

  • Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.

  • Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.

  • Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

  • Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

  • Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

  • При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.


Как интерактивные доски могут повысить эффективность обучения?

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе. За счет чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя?

Здесь мы рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и моделирование.
    Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

  • Повышение активности учеников на уроке.
    Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.

  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
    Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.


1. Презентации, демонстрация и моделирование

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видео).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.


2. Повышение активности учеников на уроке.
Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.


3. Увеличение темпа урока.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.





Формы использования интерактивной доски на уроке

Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

Основные способы использования интерактивных досок:

1. Делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений (Я использую данную форму на уроках русского языка, например, при разборе сложных синтаксических конструкций, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Заранее подготовив материал на интерактивной доске, напечатав на странице предложение, я веду разбор данного предложения на уроке. При коллективной работе мы выделяем разными цветами грамматическую основу, средства связи в предложении, выделяем границы предложений, чертим схему. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах).
2. Демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям. (Некоторые ребята создают проекты в форме сайтов. Их то мы и рассматриваем на уроках).
3. Использование групповых форм работы
4. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется)
5. Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями. В моём кабинете собрана библиотека электронных учебных пособий по русскому языку для всех классов, начиная с 5 и заканчивая 11. В пособиях есть интерактивные тренажёры и тесты, с которыми мы работаем как коллективно, так и индивидуально. Когда один ученик работает у доски с интерактивным пособием, остальные учащиеся выполняют другие виды работы. Также данные электронные пособия содержат интерактивные таблицы и схемы, которые более наглядно представляют изучаемый материал.
6. Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д. (Этот вид работы я использую редко, разве что для того, чтобы заранее подготовить необходимый материал к уроку, который можно использовать для того, чтобы не писать много раз объёмный материал. Это экономит время учителя при подготовке доски к уроку).
7. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски. (Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить).
8. Изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
9. Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет
10. Сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
11. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса. (Один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).
12. Демонстрация учебных видеороликов (Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности, а также при просмотре экранизаций литературных произведений).
13. Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши. (При объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске. Задание создать опорный конспект по теме урока также может быть выполнено на интерактивной доске).
14. Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
Такие способы использования интерактивной доски предлагают коллеги-преподаватели из Великобритании.


Применение интерактивной доски на уроках и не только (из опыта работы)

С появлением интерактивного оборудования в нашей школе у каждого учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить свои уроки. Я с удовольствием начала осваивать «чудо – технику». Оказалось, что работать с интерактивной доской просто и увлекательно.

На своих уроках я применяю

  • электронные учебники,

  • наглядные пособия,

  • презентации учебного материала по различным темам.

  • Видеофильмы и видеоклипы, авторские и созданные мной и учащимися

  • Аудиофайлы, авторские и созданные мной


Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
 Моя цель - повысить учебную мотивацию учащихся и эффективность урока путём использования на уроке интерактивной школьной доски.
 Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к учёбе - яркий показатель эффективности применения  интерактивного оборудования в школе.       







Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью собственного сайта.

Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции:

  • учителя,

  • рабочего инструмента,

  • объекта обучения,

  • игровой среды.


В функции учителя компьютер представляет

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу),

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа),

  • тренажер,

  • средство диагностики и контроля.


Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

 

Интерактивная доска

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране, подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Обучающиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работу по созданию страниц в таких словарях можно поручить обучающимся в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.

При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся.

Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. Например, при изучении темы «Не с существительными» в 6 классе рекомендуется схема, представленная ниже. Примеры, иллюстрирующие тот или иной вариант написания слов, обучающиеся могут дописать самостоятельно стилусом.


Не с существительными



слитно

раздельно


Без НЕ не употребляется


Есть противопоставление с союзом А






Можно заменить синонимом




Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах.

Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании.

Возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал является большим подспорьем в работе учителя: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

 

Электронные пособия

Широко использую электронные пособия, основной частью которых являются электронные уроки русского языка с 5 по 11 классы, представляющие собой теоретический материал, изложенный в виде таблиц и анимаций, дополненный тренажёрами и тестами. В комплексах по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.

Данные электронный пособия я использую при объяснении особенно трудных тем, требующих большого иллюстративного материала и обобщающих таблиц.

Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие «Страна Лингвиния». Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников.

На уроках литературы использую тестовые пособия для 5, 9 классов. Эти тесты выполняются коллективно в форме соревнования команд. Ребятам очень нравится такой вид работы. Он развивает коммуникативные умения, закрепляет знания по теме, готовит к выполнению тестов формата ЕГЭ и ГИА, развивает интерес к урокам литературы.

Тестовая технология

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником.

При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Работу с тренажёрами мы проводим коллективно в устной форме, тесты выполняются учащимися индивидуально. При этом я либо приглашаю учащегося к доске, он выполняет работу с помощью стилоса, остальные учащиеся при этом следят за выполнением задания. Либо учащийся работает за компьютером, а остальные ребята выполняют другие виды работ.

Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему.

Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.

Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.


Мультимедиа на уроке

Но не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики, мультимедийные презентации, интерактивные презентации, тесты, кроссворды. С некоторыми из них я хочу вас познакомить


Видеоролики

На уроках литературы очень часто нужен исторический комментарий. Я создаю видеоролики по таким темам.1 Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видео материал.

Также я создаю видеоролики по биографиям писателей и поэтов2. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Запишите с помощью микрофона тот текст, который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворение С. Есенина "Шагане, ты моя, Шагане..." в исполнении актёра Никоненко.3

Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Предлагаю вашему вниманию клип на стихотворение В. В. Маяковского "Лиличке" в исполнении группы "Сплин".4

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:

  • Каково первое слово Шарикова и почему именно это?

  • Как первые слова Шарикова его характеризуют?

  • Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?

  • Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Конечно, я слежу, чтобы соблюдались санпиновские нормы. Проектор, которым оснащён мой кабинет, даёт возможность оставлять включенным большее количество ламп, так что освещённость кабинета остаётся прекрасной, и каждый учащийся без труда может и записывать и смотреть.

Аудиозаписи

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.


Презентации к урокам

Очень часто я создаю презентации не к одному уроку, а к системе уроков по какому-то произведению. Так я сделала, например, по темам «Слово о полку Игореве», «Евгений Онегин» в 9 классе. Такая презентации наполнена различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением.

С такой презентацией по теме «Былины» вы можете познакомиться в приложении к работе.5

С помощью программы Power Point можно создавать и тесты, игровой материал к урокам, викторины, кроссворды. Такие тесты выполняются коллективно, в ходе игры на уроке. При этом выбирается либо лучший знаток (кто больше набрал баллов), либо лучшая команда, если игра проводится по командно. Мною созданы тесты по темам: «Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Грибоедов «Горе от ума», «Пушкин «Евгений Онегин», «Мифы Древней Греции». С такой презентацией-тестом вы можете познакомиться в приложении.6

Такие презентации-тесты я использую и на занятиях элективного курса при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Каждая презентация посвящена одному заданию части А или В. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем каждый слайд представляет одно задание. Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ: 1, 2,3 или 4, щелчком управляемая анимированная фигура (круг, звезда или прямоугольник) «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ребята ответили неправильно, я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал, правда, уже без комментария учителя.

Презентация к уроку может быть выполнена в виде игры или путешествия. Так я сделала, например, по теме «Одиссея» для 6 класса. 7 Ребята путешествуют по карте скитаний Одиссея, переходя по гиперссыокам. Каждый слайд посвящён какой-то определённой остановке героя. Чтобы двинуться дальше, они должны выполнить задания на знание текста. Таким образом проверяется знание текста, повышается интерес к урокам литературы, развиваются коммуникативные умения и навыки.


Проектная технология

Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультативную беседу для всего класса, так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп. Так, например, я проводила работу на уроке в 10 классе по теме «Мастерская. Создаём рекламу о русском языке». На уроке каждой группе была предложена жизненная ситуация, опорные слова. В ходе урока они должны были с использованием слов и ситуации создать диалог-рекламу о русском языке. Реклама должна была завершаться слоганом. В конце урока мы смотрели результаты работы. Из 4 групп 3 справились с заданием на уроке, 4-ая команда доделала работу дома и создала самую лучшую рекламу. Затем ребята сняли свои видеоролики по данным сценариям, и эта проектная работа победила в конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь-2007». Теперь я использую эти видеоролики для демонстрации в других классах как пример создания проекта.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты: «Александр Невский. Подвиг смирения и брани», «Американизация языка и общества», «Блок и Люба Менделеева», «Священники Богородского края», минипроекты, созданные к 210-летию А. С. Пушкина, «Тенденция огрубления в современном русском языке». Все эти проекты были оценены на городском уровне и заняли призовые места.

В прошлом учебном году я вела занятия кружка «Творческая мастерская». На занятиях кружка мы знакомились с ИКТ, ребята создавали проекты в помощь учителю. Вот примеры таких работ: диафильм к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», документальный фильм «Адресаты любовной лирики Пушкина», кроссворды и тесты по разным темам, лингвистические сказки, презентации по биографиям писателей.

Итак, из всего сказанного выше очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов («1С: Школа. Русский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография» Образовательный комплекс/ О.И. Руденко-Моргун. – М., 2006. – (CD-ROM) совместно с возможностями интерактивной доски активизирует внимание школьников.

На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» – новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку стилусом.

Давно известно и успешно применяется в школьной практике программированное обучение, но в настоящее время оно вышло на качественно новый уровень. Ставший традиционным контроль в форме тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран) позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два.


Заключение

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы, чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.


Список литературы и источников

  1. http://www.interaktiveboard.ru/publ/

  2. http://www.digis.ru/cash/ib1/ib1073_00001.html

  3. http://www.eidos.ru/journal/2009/0215-1.htm

  4. http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-8.html

  5. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.:Просвещение, 1974. – 368 с.

  6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с.

  7. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1970. – 606 с.

1 См. приложение «Полтава. Исторический комментарий»

2 См. приложение «Биография И. С. Тургенева»

3 См. приложение «Шагане, ты моя, Шагане…»

4 См. приложение «Лиличке»

5 Система уроков по теме «Былины» в 7 классе. Методические рекомендации для учителя.

6 Тест по комедии Грибоедова «Горе от ума»

7 См. презентацию в приложении к статье





Похожие:

Конкурс педагогических идей iconI всероссийский конкурс авторских педагогических идей «мастерская инноваций» Электронное образовательное сми «Школа-21-века»
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I всероссийский конкурс авторских педагогических идей «Мастерская инноваций»....
Конкурс педагогических идей iconПоложение о межрайонном фестивале педагогических идей
Межрайонный фестиваль педагогических идей «Инновации. Мастерство Творчество» проводится ммц г. Канска гимназия №1, мкоу долгомостовская...
Конкурс педагогических идей iconI районный фестиваль педагогических идей
Мбоу сош №1 с. Левокумского состоялся первый районный фестиваль педагогических идей. Целью данного мероприятия стала необходимость...
Конкурс педагогических идей iconКонкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»
Номинация: интегрированный урок (технология и изобразительное искусство), 1 класс
Конкурс педагогических идей iconПоложение I республиканского фестиваля педагогических идей «Живи века, родное слово!»
Настоящее Положение регламентирует порядок, условия проведения и участия в I республиканском фестивале педагогических идей «Живи...
Конкурс педагогических идей iconПоложение о панораме методических идей «Методическая копилка»
Панорама методических идей проводится с целью выявления и распространения инновационного опыта педагогических работников образовательных...
Конкурс педагогических идей iconРезолюци я
Окружной проблемный семинар участников фестиваля педагогических идей и решений в дополнительном образовании детей 2011/12 на тему:...
Конкурс педагогических идей iconКалинина Светлана Владимировна Фестиваль педагогических идей Открытый урок

Конкурс педагогических идей iconКонкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей. Орск 2013». Приглашаем учащихся школ и колледжей принять участие
Орский филиал мфюа проводит IX ежегодный региональный конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей. Орск – 2013»....
Конкурс педагогических идей iconАдминистрация Соль-Илецкого района Оренбургской области
Интернет- технологий в деятельности образова­тельных учреждений (далее — оу) района, создания положительного имиджа оу области через...
Конкурс педагогических идей iconКалейдоскоп инновационных педагогических идей номинация «Обобщенный педагогический опыт»
«Формирование познавательного интереса к предмету «история» через изучение и развитие мотивации освоения знаний»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов