7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) icon

7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером)



Название7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером)
Дата конвертации04.12.2013
Размер265.13 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Управления образования облисполкомов,

Комитет по образованию Мингорисполкома,

Учреждения образования республиканского подчинения


Информационное сообщение

о XV Республиканском турнире юных математиков


  • На основании пункта 41 Плана проведения централизованных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, семинаров, конференций и других мероприятий) в 2013 году, утвержденного приказом Министра образования Республики Беларусь 4 февраля 2013 г. № 55 «Об утверждении плана централизованных мероприятий и комплекса мер по реализации государственной молодежной политики в 2013 году» в декабре 2013 г. на базе государственного учреждения образования ”Гимназия-колледж искусств им. И.О.Ахремчика“ (г.Минск, ул. Макаенка, 14) состоится XV Республиканский турнир юных математиков (далее – Республиканский турнир).

  • В настоящее время установлены предварительные сроки проведения Республиканского турнира – 7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером). В связи с этим ^ ПРОСИМ НЕ ПЛАНИРОВАТЬ в этот период проведение районных олимпиад по математике, информатике и физике, так как это не позволит командам Вашего региона принять участие в турнире.

  • Одновременно ^ ПРОСИМ ДОВЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ о Республиканском турнире и его заданиях до отделов образования рай(гор)исполкомов.

  • Принять участие в Республиканском турнире может команда, состоящая не более чем из шести учащихся и руководителя, которая в достаточной мере подготовит не менее семи исследовательских заданий из числа приведенных ниже. Команда может состоять из учащихся разных классов учреждений общего среднего образования (лицея в структуре учреждения высшего образования). Допускаются сборные команды учащихся двух и более учреждений образования, района, города.

  • Турнир юных математиков – это коллективное (командное) соревнование учащихся в умении решать исследовательские задачи, наглядно представлять полученные результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичной дискуссии. Он проходит в виде последовательно проводимых математических боев, в которых команды по очереди докладывают результаты исследований по предложенным заданиям, а также выступают в роли оппонентов для других участников. Правила проведения Республиканского турнира представлены в сети Интернет на сайте: http://www.uni.bsu.by (на странице Республиканский турнир юных математиков).

  • Для участия в Республиканском турнире необходимо до 15 октября 2013 г. подать в оргкомитет предварительную заявку, содержащую краткую информацию об учреждении образования, руководителе команды, его контактном телефоне и адресе электронной почты. Такая заявка необходима:

  • для включения в базу данных и для рассылки (при необходимости) дополнительных материалов и приглашений;

  • для уточнения окончательных сроков и других формальностей при подаче официальной заявки и предварительных материалов (в двух экземплярах).

  • Предварительные материалы должны быть оформлены в соответствии с указаниями, представленными перед текстом заданий (см. ниже, а также на сайте http://www.uni.bsu.by). Эти материалы будут рецензироваться и оцениваться членами жюри турнира. Предварительный срок представления официальной заявки и предварительных материалов – 12 ноября 2013 г.

  • Внимание. Отбор команд для участия в Республиканском турнире будет осуществляться по результатам оценивания предварительных материалов. Кроме этого, по этим результатам команды получают предварительный рейтинг, который учитывается в ходе Республиканского турнира.

  • Все вопросы по поводу окончательных сроков проведения Республиканского турнира, времени заезда команд, финансирования, а также свои предложения по правилам его проведения следует отправлять по адресу: пр. Независимости, 4, г. Минск, 220030 (Задворному Б.В., факультет прикладной математики и информатики, БГУ, с пометкой: «XV РТЮМ»).

Телефоны: +375-17-209-50-70 (центр профориентационной работы ФПМИ БГУ),

+375-29-657-88-08 (Задворный Борис Валентинович),

+375-29-622-10-29 или +375-33-633-10-29 (Лавринович Леонид Иванович),

+375-17-200-98-39 (Сенченко Елена Николаевна)

Факс: +375-17-209-54-05

Адреса электронной почты: zadvorny@bsu.by, lavrinovich@bsu.by, uni-centre@bsu.by.


Заместитель декана ФПМИ БГУ,

ответственный организатор Республиканских турниров Б.В.Задворный


^ Исследовательские задания

XV республиканского турнира юных математиков

Обращаем ваше ВНИМАНИЕ на то, что предлагаемые задания (далее – задачи) носят исследовательский характер и наилучшие обобщения и полные решения неизвестны даже их авторам, поэтому:

  • необходимо максимально полно исследовать каждую задачу, но в то же время нужно иметь в виду, что в ряде задач интерес представляют даже отдельные частные случаи;

  • возможно (это допускается и даже приветствуется) вы сможете усилить ряд утверждений, приведенных непосредственно в формулировках задач;

  • кроме рассмотрения исходной постановки полезно рассмотреть свои направления, причем совсем необязательно ваши исследования должны совпадать с предложениями авторов; во всех подобных случаях четко формулируйте уточнения в формулировках рассматриваемых Вами задач и направлений исследования;

  • ^ КАЖДУЮ ЗАДАЧУ НЕОБХОДИМО ОФОРМИТЬ ОТДЕЛЬНО: в распечатанном или аккуратно написанном от руки виде; при этом

  • оформление каждой задачи должно начинаться ^ С ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, на котором нужно указать номер задачи и ее название, название учреждения образования и команды, город, автора(ов) исследования (решения);

  • ^ НИЖЕ НА ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ (или на втором листе) обязательно дайте краткое резюме вашего исследования – какие пункты вы решили, какие сделали обобщения, четко сформулируйте ^ ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ (утверждения, примеры, гипотезы), с указанием страниц в работе, где они приведены и доказаны (обоснованы);

  • ОБЯЗАТЕЛЬНО дайте четкие ссылки на литературу, Интернет-сайты и другие источники, которые вы использовали при проведении исследований. Помните, что жюри строго следит и очень жестко наказывает за любые формы плагиата;

  • при необходимости уточнить условия задач пишите по приведенным выше электронным адресам.


1. Расстояния между точками на плоскости

1. Пусть М – произвольное множество точек на плоскости, любые три из которых лежат внутри круга радиуса R. Всегда ли множество М будет целиком лежать внутри некоторого круга радиуса R?

2. Пусть М – произвольное множество точек на плоскости, любые две из которых лежат на расстоянии, не большем 1. В круге какого наименьшего радиуса заведомо лежит любое такое множество?

3. Пусть на плоскости даны n различных точек (вершин), расстояния между которыми попарно различны. Построим ребра графа, соединив каждую вершину с ближайшей к ней вершиной отрезком (ребром). Может ли полученный граф: а) содержать цикл; б) иметь пересечения? Какова максимальная степень вершин такого графа?

4. Всегда ли внутри выпуклого многоугольника с площадью, большей /4, будет содержаться пара точек, находящихся на единичном расстоянии друг от друга? Верно ли это утверждение для произвольной выпуклой фигуры?

5. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.

^ 2. Задача оптимальной обозримости объекта

Материальная точка перемещается по плоской кривой линии L. Из точек линии проводится наблюдение за объектом K, заданным в плоскости кривой L. Требуется определить положение (определенную точку) на кривой L, из которого объект К виден под наибольшим углом, а также величину этого угла. При исследовании решить следующие задачи.

1. Проведите геометрическое решение задачи, если ^ L  прямая линия, а исследуемый объект К  отрезок АВ, заданный координатами А(х1, х2) и В(y1, y2). В каких других случаях возможно геометрическое решение? Проведите его.

2. Рассмотрите случай, когда точка перемещается по графику функции y=f(x), а исследуемый объект  отрезок АВ. Найдите уравнение, определяющее координаты точек оптимального наблюдения, и величину максимального угла. Постройте алгоритм решения задачи.

3. Рассмотрите и решите задачу в случаях движения точки по окружности и эллипсу с центрами в начале координат.

4. Рассмотрите и решите задачу в случаях движения точки по параболе y=ax2 и гиперболе yk/x.

5. Решите задачу, когда точка перемещается по прямой линии, а наблюдаемый объект представляет собой: а) равносторонний треугольник, б) равнобедренный треугольник, в) квадрат, г) прямоугольник. Найдите положение (определенную точку) оптимального наблюдения и величину максимального угла. Постройте алгоритм решения задачи.

6. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.


^ 3. Минимальные подстроки

В данной задаче числа будем рассматривать как строки цифр. Будем говорить, что w – подстрока строки s, если w можно получить из строки s удалением некоторого количества цифр, и будем записывать w < s. Например, 514 < 352148. Строки s и w будем называть сравнимыми если w < s, или s < w, или и то, и другое (в этом случае будем писать s = w). Если s и w не являются сравнимыми, то будем называть их несравнимыми. Например, 352148 и 8217 несравнимы.

Пусть ^ S – множество строк, обозначим через M(S) множество минимальных строк множества S. Строка w называется минимальной строкой множества S, если из того, что xS и x < w, следует, что x = w.

1. Постройте M(S), если S = {1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; 512; 1024}.

2. Постройте M(S), если S – множество натуральных чисел.

3. Постройте M(S), если S – множество четных натуральных чисел.

4. Пусть S — множество всех составных чисел, докажите, что M(S) ={4; 6; 8; 9; 10; 12; 15; 20; 21; 22; 25; 27; 30; 32; 33; 35; 50; 51; 52; 55; 57; 70; 72; 75; 77; 111; 117; 171; 371; 711; 713; 731}.

5. Постройте M(S), если S – множество всех простых чисел.

6. Постройте M(S), если S – множество всех четных совершенных чисел (Замечание. Напомним, что совершенное число – это число равное сумме всех своих делителей, включая 1, но не включая само число.)

7. Пусть ^ S – степени двойки, докажите или опровергните, что M(S) = {1; 2; 4; 8; 65536}.

8. Предложите свои обобщения. Например, постройте M(S), если S: а) множество квадратов натуральных чисел, б) множество чисел Фибоначчи, и т. д.


4. Графики

На координатной плоскости нарисованы графики функций y = f(x) и y = g(x). Известно, что любая прямая на координатной плоскости имеет с графиком функции y = f(x) столько же общих точек, сколько с графиком функции  y = g(x). Назовем это условие условием А.

1. Верно ли, что области определения функций y = f(x) и y = g(x) совпадают?

2. Пусть g(x) = 2x + 3. Докажите, что тогда  f(x)  2x + 3.

3. Пусть , где – множество рациональных чисел. Докажите, что f(x)  g(x).

4. Пусть g(x) = x2 . Докажите, что f(x)  x2.

5. Пусть g(x) – выпуклая (вогнутая) функция на всей своей области определения. Докажите, что f(x)  g(x).

6. Приведите пример функций f и g, для которых выполняется условие А, но не выполняется соотношение f(x)  g(x).

7. Попробуйте описать все пары функций f и g, для которых из выполнения условия А следует, что  f(x)  g(x).

8. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.


5. Наборы, сравнимые по модулю

Обозначим Nn = {1, 2, 3, …, n}. Различные наборы (множества) натуральных чисел из Nn будем обозначать через Мn. Другими словами, МnNn. В частности, Мn может быть пустым множеством или совпадать с Nn. Множество всех наборов Мn обозначим n.

1. Назовем набор Мn четным и обозначим его в таком случае через Мn,2,0, если сумма его элементов (чисел) четная. Сумму элементов пустого набора естественно положить равной нулю. Множество всех четных наборов обозначим n,2,0. При необходимости аналогично будем рассматривать нечетные наборы Мn,2,1 и их множество n,2,1. (Замечание. Последняя цифра в индексе этих обозначений 0 или 1 означает остаток от деления на 2.)

Для четных наборов и только для них будем использовать также более короткие обозначения Мn,2 и n,2 (т.е. Мn,2 = Мn,2,0 и n,2 = n,2,0).

1.1. Сколько всего М9,2 наборов (т.е. четных подмножеств N9)?

1.2. Сколько всего М11,2 наборов?

1.3. Общий вопрос: сколько всего Мп,2 наборов?

Напомним, что в теории множеств количество элементов конечного множества называют его мощностью. Таким образом, в вопросах 1.1–1.3 по существу требуется определить мощности множеств 9,2, 11,2, n,2. Для обозначения мощности часто используют прямые скобки, т.е. |9,2|, |11,2|, |n,2|. Будем далее использовать для обозначения мощности такое обозначение.

2. Аналогично вышеприведенным определениям и обозначениям введите понятие наборов, сравнимых по натуральному модулю р. В частности, набор чисел из Nn, сумма которых делится на р, обозначим Мn,0 или, короче, Мn. Множество всех таких наборов обозначим n = n,0.

2.1. Сколько всего Мп,3 наборов? Предложите общую или рекуррентную формулу, или какой-нибудь другой удобный способ определения этого значения.

2.2. Сколько всего Мп,р наборов? Определите соответствующие количества хотя бы для некоторых значений р.

3. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их. В частности, для упрощения вычислений интерес представляет установление явной зависимости между мощностями множеств |n,p|, |n,q| и |n,pq| в различных случаях: а) p и q – взаимно просты, б) q = р, q = р2 и т.п., в) НОД (p, q) = d > 1.


6. Разрезания

Исходная задача. Сколькими способами можно вырезать из квадрата 99 квадрат 33 так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на прямоугольники 23? (Способы вырезания, получаемые друг из друга симметрией или поворотом, будем считать различными.)

^ Общая постановка задачи.

1.  Для каких натуральных чисел п из квадрата пп можно вырезать квадрат 33 так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на прямоугольники 23?

2.  Для каких натуральных чисел т и п из прямоугольника тп можно вырезать квадрат 33 так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на прямоугольники 23?

3.  Рассмотрите обобщения этой задачи в следующих двух направлениях:

а) Для каких натуральных чисел т и п из прямоугольника тп можно вырезать квадрат рр (р – заданное натуральное число) так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на прямоугольники 23?

б) Для каких натуральных чисел т и п из прямоугольника тп можно вырезать квадрат 33 так, чтобы оставшуюся часть можно было разрезать на прямоугольники st, где s и t – заданные натуральные числа? (Рассмотрите хотя бы некоторые случаи значений s и t.)

4. Аналогично исходной задаче во всех пунктах 1 – 3 попробуйте указать или хотя бы оценить количество способов соответствующих вырезаний.

5.  Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.


7. Прыг-скок

  1. На первых пяти клетках клетчатой полоски 16 сидят пять кроликов (так что ровно одна клетка не занята). Кролики пронумерованы числами от 1 до 5 слева-направо, как показано на рис. 1. За один ход какой-то из кроликов может либо перескочить на соседнюю незанятую клетку, либо перепрыгнуть через кролика, сидящего на соседней клетке, в следующую за ним незанятую клетку. За какое наименьшее число ходов кролики смогут расположиться в обратном порядке, как показано на рис. 2?

    Рис. 1




    1

    2

    3

    4

    5




























    Рис. 2




    5

    4

    3

    2

    1




  2. Аналогичная задача с ^ N кроликами на клетчатой полоске 1(+1), где N – произвольное натуральное число.

  3. Та же задача с N кроликами на более длинной клетчатой полоске 1(+ K), где N и K– произвольные натуральные числа.

  4. На клетках клетчатой доски nn сидят n2 – 1 кроликов, так что нижняя правая клетка не занята. Кролики пронумерованы числами от 1 до n2 – 1, как показано на рисунке 3. За один ход какой-то из кроликов может либо перескочить на соседнюю незанятую клетку, либо перепрыгнуть через кролика, сидящего на соседней клетке, в следующую за ним незанятую клетку. За какое наименьшее число ходов кролики смогут расположиться в обратном порядке, как показано на рисунке 4?



Рис.3

1

2



n– 1

n

n+ 1

n+ 2



2n– 1

2 n











n2n+ 1

n2n+2



n2– 1









Рис.4

n2– 1

n2–2



n2n+ 1

n2n











2n– 1

2n– 2



n+1

n

n– 1

n–2



1




  1. Предложите и исследуйте вариации данной задачи, например, когда разрешается перепрыгивать через несколько кроликов (не более двух, не более трех, ровно одного или ровно трех и т.п.).


^ 8. Число решений диофантовых уравнений

1) Конечно ли множество решений уравнений

3x + 4y = 5z, 3x + 7y = 4z.

в натуральных числах x, y, z? Найдите все тройки натуральных чисел (x, y, z), являющиеся решениями этих уравнений.

2) Пусть a, b, c – натуральные числа, большие 1. Может ли уравнение ax + by = cz  иметь бесконечное число решений в натуральных числах x, y, z?

3) Верно ли, что существует бесконечно много троек натуральных чисел  a, b, c, для каждой из которых уравнение имеет не более одного решения в натуральных числах  x, y, z?

4) Для каждой фиксированной тройки натуральных чисел  a, b, c оцените число решений уравнения в натуральных числах x, y, z (по мере возможности проведите исследование или для некоторых, или для всех троек a, b, c).

5) Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.

Замечание. Интерес представляет решение задачи, как в общем виде, так и для отдельных нетривиальных частных случаев.


^ 9. Независимые множества

Пусть задан простой конечный граф G = (VGEG), где VG – множество вершин, EG – множество рёбер графа G. Порядком графа G называется число |VG| его вершин. Подмножество (в том числе, и пустое) вершин графа называется независимым множеством графа, если никакие две вершины из этого множества не смежны. Обозначим через i(G) число всех независимых множеств графа G. Независимое множество графа называется максимальным, если оно не является собственным подмножеством некоторого другого независимого множества. Наибольшее по мощности (количеству содержащихся во множестве элементов) независимое множество называется наибольшим. Обозначим через mi(G) число всех максимальных независимых множеств, а через MI(G) – число всех наибольших независимых множеств графа G.

1. Найдите точные значения или оцените величины i(G), mi(G), MI(G), если G – один из следующих графов:

1) простая цепь порядка n (), т.е. граф с множеством вершин  и множеством рёбер ;

2) простой цикл порядка n (), т.е. граф с множеством вершин  и множеством рёбер ;

3) корона графа G, т.е. граф с множеством вершин  и множеством рёбер , где G – простая цепь или простой цикл с множеством вершин ;

4) дерево порядка n (), т.е. связный граф без циклов;

5) лес порядка n (), т.е. граф без циклов;

6) гусеница порядка n (), т.е. дерево, которое после удаления всех вершин степени 1 превращается в простую цепь;

7) полный k-дольный граф (, ), т.е. граф, вершины которого можно разбить на k непересекающихся подмножеств, состоящих из вершин соответственно, так, что ребро соединяет две вершины в том и только в том случае, когда вершины принадлежат разным подмножествам (хотя бы для небольших значений k);

8) граф прямоугольной -решётки , т.е. граф G с множеством вершин и тогда и только тогда, когда , и , y=t или , x=z.

2. Исследуйте параметры i(G), mi(G), MI(G) для других типов графов или предложите и изучите другие направления этой задачи.


10. Игры с фишками – 2

1. а) В средней клетке полоски 1  2013 стоит фишка. Два игрока по очереди сдвигают ее: сначала первый игрок передвигает фишку на одну клетку в любую сторону, затем второй игрок передвигает ее на две клетки в любую сторону, потом первый – на 4 клетки, второй – на 8 и так далее (k-й сдвиг осуществляется на 2k–1 клеток). Тот, кто не может сделать очередной ход, проигрывает. Кто выигрывает независимо от игры соперника?

б) Исследуйте тот же вопрос для полоски 1  M (если M – нечетное, то изначально фишка стоит в средней клетке, если M – четное, M = 2k, то в k-ой или в (k+1)-й клетке).

в) Исследуйте вопросы предыдущих пунктов, если на k-м ходу игрок должен передвинуть фишку на Pk–1 клеток, где P – некоторое наперед заданное натуральное число (хотя бы для некоторых значений Р).

д) Исследуйте вопросы предыдущих пунктов в случае, если фишка изначально стоит в произвольной клетке полоски.

2. а) В средней клетке полоски 1  2013 стоит фишка. Два игрока играют по тем же правилам, что и в задаче 1.а), но на k-м ходу игрок передвигает фишку на 2k–1 клетку. Кто выигрывает независимо от игры соперника?

б) Тот же вопрос для полоски 1  ^ M.

в) Тот же вопрос, если последовательность ходов является произвольной арифметической прогрессией, т. е. на k-м ходу игрок передвигает фишку на a+d(k–1) клеток, где a, d – некоторые заданные натуральные числа.

г) Вопросы предыдущих пунктов, но фишка изначально стоит в произвольной клетке полоски.

3. Пусть {an}  N, n = 1, 2, …, причем an < an+1, nN, – произвольная возрастающая последовательность натуральных чисел. Исследуйте вопросы предыдущих пунктов при условии, что на k-м ходу игроки перемещают фишку на ak клеток в произвольном направлении. В частности, рассмотрите случаи, когда {an} – а) некоторая геометрическая прогрессия, б) последовательность Фибоначчи, в) такова, что an = n2, г) сумма некоторых двух из вышерассмотренных последовательностей, и т.д.

4. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.


^ 11. Бег по кругу

I. Спортсмены с одинаковой скоростью бегут по беговой дорожке. Каждый спортсмен бежит по окружности, не переходя на другие окружности. Спортсмены могут встретиться, если они бегут по одной окружности в противоположных направлениях, или если они бегут по разным окружностям, но одновременно оказываются в общей для этих окружностей точке. Имеется момент, когда никакие два спортсмена не находятся в одной и той же точке. Известно, что из любых трех спортсменов хотя бы двое иногда встречаются.

1) Требуется ответить на вопрос, какое максимальное число спортсменов может одновременно бежать по беговой дорожке, если беговая дорожка состоит из n одинаковых окружностей с центрами в вершинах правильного n-угольника, а радиусы окружностей равны половине стороны этого n-угольника. Рассмотрите сначала случаи одной окружности (т.е. вместо многоугольника рассматривается точка); двух касающихся окружностей (т.е. вместо многоугольника рассматривается отрезок); трех окружностей; четырех и пяти одинаковых окружностей.

2) Ответьте на вопрос пункта 1) в случае, если радиусы окружностей равны радиусу описанной около этого n-угольника окружности.

3) Попробуйте ответить на вопрос пункта 1), если окружности имеют разные радиусы. Например, беговая дорожка состоит из двух видов окружностей, радиусы которых равны или стороны этого n-угольника, причем окружности разного радиуса чередуются. Предложите свои варианты для окружностей трех видов, n видов.

II. Заметим, что правильный n-угольник можно рассматривать как граф, который является простым циклом. Попробуйте ответить на вопросы пункта I для других видов графов. Например, для произвольного цикла, для дерева, для двудольного графа, и др.

^ III. 1) Рассмотрите вопросы пункта I, но при условии, что из любых четырех спортсменов хотя бы двое иногда встречаются.

2) Замените указанное в п.III 1) условие на следующее: из любых k спортсменов можно выбрать m спортсменов так, что любые двое из этих m спортсменов иногда встречаются. Здесь k и m – некоторые натуральные числа. Исследуйте эту задачу хотя бы для некоторых значений k и m.

IV. Предложите свои обобщения задачи. Например, рассмотрите другие формы беговой дорожки, которые не сводятся тривиально к указанным выше случаям.


12. Операция

I. Каждой паре элементов a, b непустого множества M действительных чисел поставлено в соответствие число a*b из M так, что полученная операция удовлетворяет следующим двум условиям:

а) для любых a, b из M уравнение x*a = b имеет единственное решение в M, которое мы обозначим через b / a;

б) (a*b)*c = (a*c)*(b*c) для любых a, b, c из M.

  1. Пусть a*c = b*c. Следует ли отсюда, что a = b?

  2. Приведите пример множества и заданной на нем операции, которая удовлетворяет условиям а) и б).

  3. Следует ли из условий а) и б), что a*b = b*a для любых a, b из M?

  4. Следует ли из условий а) и б), что (a*b)*c = a*(b*c) для любых a, b, c из M?

Докажите следующие тождества:

  1. (a / b) / c = (a / c) / (b / c);

  2. (a / b)*c = (a*c) / (b*c).

  3. Найдите все решения уравнений x*x = a, x*x*a = b.

  4. Придумайте еще какое-нибудь тождество, которому удовлетворяет любая операция *, заданная на любом множестве M и обладающая свойствами а) и б), и докажите его.

II. Ответьте на вопросы пункта I, если условие а) заменить на условие

а) для любых a, b из M уравнение a*x = b имеет единственное решение в M, которое мы обозначим через b / a.

III. Ответьте на вопросы пункта I, если условие б) заменить на условие

б) a*(b*c) = (a*b)*(a*c) для любых a, b, c из M.

IV. Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.







Похожие:

7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) icon30 октября. Новый заезд в дол "Березки"
Новый заезд в дол "Березки". Уважаемые родители!!! Управление по вопросам семьи и демографического развития просит сообщить о количестве...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconЗакон российской федерации "Об образовании" с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconПлан воспитательно-образовательной работы на январь 2013 года
Федеральный закон принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобреный Советом Федерации 26 декабря 2012 года
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconО приемной комиссии огоу спо «Карсунский медицинский техникум»
Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12–фз с изменениями от 16 ноября...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) icon1 декабря 2012 г прошел республиканский
«Игры предков» среди агрошкол рс (Я). Всего участвовали 16 команд из разных улусов. Призовые места
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconЗакон о курении табака от 10 июля 2001 г. N 87-фз (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г., 26 июля 2006 г., 8 ноября 2007 г., 22 декабря 2008 г.)
...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconЗакон тульской области о внесении изменений в статьи 9 и 16 Закона Тульской области «Об образовании» Принят Тульской областной Думой 28 апреля 2011 года
«Об образовании» (Тульские известия, 2004, 19 февраля; 2005, 18 января, 21 июня; 2006, 18 мая; 2007, 29 марта, 11 октября; 2008,...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconЗакон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
З, от 29 июня 2004 г. №58-фз, от 22 августа 2004 г. №122-фз, от 1 декабря 2004 г. №150-фз, от 29 декабря 2004 г. №199-фз, от 22 апреля...
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconПротокол №4 декабря 2010 г. «24» декабря 2010 г
«Начальная общеобразовательная школа №279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича»
7-11 декабря 2013 г. (заезд команд 6 декабря вечером) iconЗакон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-фз "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Опубликовано 31 декабря 2009 г. Принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы