Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» icon

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош»




Скачать 39.21 Kb.
НазваниеОбучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош»
Дата конвертации20.07.2013
Размер39.21 Kb.
ТипДокументы
источник

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению

при подготовке к ГИА по русскому языку.

Муковникова Т,А, , учитель русского языка

и литературы МОУ «Атамановская СОШ».


Вступление

В необходимости серьёзно заниматься развитием связной речи на уроках русского языка убеждает структура и содержание экзаменационной работы. Она состоит из трёх частей, каждая из которых позволяет оценить уровень сформированности определённой компетентности. Первая часть (сжатое изложение прослушанного текста) проверяет коммуникативную компетентность девятиклассников: умение обрабатывать информацию, находить в ней главное и второстепенное, сжато передавать содержание текста. Вторая часть (тестовые задания на основе прочитанного текста) помогает оценить как коммуникативную компетентность (задания А1 – А6 проверяют умение адекватно понимать текст), так и лингвистическую и языковую (задания В1 – В14 проверяют умение находить языковые явления в тексте). Третья часть (сочинение – рассуждение) также имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Таким образом, формирование речевых умений у учащихся является первостепенной задачей в обучении русскому языку.


Основная часть


1. Обучение сжатому изложению.

По методической теме работаю в течение двух лет. За это время собран дидактический материал, проанализированы творческие работы учащихся, сделаны выводы и обобщения.

Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. По мнению психологов, краткий пересказ – приём, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14 % учащихся 8-9 классов могут кратко пересказать текст*** Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы.

Прежде всего подробно знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия (компрессии) текста. Их три: исключение, обобщение и упрощение.

^ При исключении сначала выделяем главное, а затем убираем детали (подробности). Например: Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти.

^ При обобщении сначала вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое. Например: Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

^ При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми. Например: Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника.

Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

На конкретных примерах показываю учащимся, как могут быть использованы разные способы и приёмы сжатия текста. Например: ^ У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. – У каждого человека свои задатки (способ сжатия – исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения). Другой пример: Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. – Мы переживаем потому, что нас не понимают окружающие. (Способы сжатия – обобщение; упрощение (замена однородных членов родители, учителя, одноклассники родовым понятием окружающие); приёмы – слияние двух смежных предложений, повествующих об одном и том же; сокращение однородных членов предложения).

Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить. Сначала они учатся сокращать прочитанные тексты, а затем – прослушанные. Особое внимание уделяю подбору текстов. Работу начинаю с пересказа несложных по содержанию и небольших по объёму художественных текстов-повествований, постепенно перехожу к публицистическим текстам-рассуждениям. Как показывает практика, учащиеся не в одинаковой степени владеют способами сжатия текста. Одни с трудом находят главную информацию и подробно передают содержание текста. Другие, наоборот, увлекаются сокращением и упускают существенную информацию. Поэтому полезно систематически выполнять следующие тренировочные упражнения: 1. Сократите текст вдвое. 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

При обучении сжатому изложению учащиеся пользуются инструкцией «Как писать сжатое изложение»:

1. Выделите в тексте существенные, важные мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.

6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста.

7. Переведите информацию на «свой» язык.

8. Запишите сокращённый текст на черновике.

Хочется отметить, что умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconДоклад гиа по русскому языку это ступень к егэ… ( из опыта работы) Подготовила учитель 1 категории русского языка и литературы мкоу «Поповкинская оош»
Подготовила учитель 1 категории русского языка и литературы мкоу «Поповкинская оош» Бузлаева М. А

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconЛ. В. учитель русского языка и литературы моу новосёловской сош №5, победитель конкурс
Клеймёнова Л. В. учитель русского языка и литературы моу новосёловской сош №5, победитель конкурса на получение денежного поощрения...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconКонспект занятия в 9 классе (подготовка к гиа) Языковые приемы компрессии исходного текста. Муковникова т. А.,учитель русского языка и литературы моу
Цель занятия: формирование навыков применения одного из приемов компрессии текста (исключение). Повторение материала, изученного...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconПлан методической работы с учителями русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Руководитель рмо учителей русского языка и литературы –Калинина С. В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconСеминар для учителей русского языка по теме: «Комплексный подход к организации педагогической деятельности при подготовке обучающихся к егэ и гиа»
Работа с текстом на уроках русского языка, как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся при подготовке гиа часть...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconУчитель русского языка и литературы моу сош №5 города Алзамая Ерошкина Елена Юрьевна
...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconПротокол заседания школьной предметно- методической комиссии олимпиады по русскому языку
Сочнева О. А., учитель русского языка и литературы мбоу котовской сош, председатель комиссии

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» icon18 ноября в моу «Атамановская сош» состоялся муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. В олимпиаде участвовали победители школьного тура. Это учащиеся 7-11 классов
В ходе мероприятия учащиеся демонстрировали свои выдающиеся познания в области русского языка. Весь ход олимпиады показал возрастающий...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconАнализ работы учителей русского языка и литературы моу «сош№5» за 2008-2009 учебный год
В сош№5 работают 3 преподавателя русского языка и литературы, которые входят в шмо гуманитарного цикла вместе с преподавателями истории...

Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению при подготовке к гиа по русскому языку. Муковникова Т,А,, учитель русского языка и литературы моу «Атамановская сош» iconАнализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку за 2009 год
Кузнецова Валентина Александровна, руководитель ммо учителей русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы