Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс icon

Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс



НазваниеУрок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс
Дата конвертации21.06.2013
Размер136.32 Kb.
ТипУрок
источник



Дружинина Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Васьковская СОШ

Приморского района

Урок письма

«Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс/

В сильном классе 1 урок р/р

В слабом классе 2 урока р/р


Цель урока: Совершенствовать навыки письменной речи в эпистолярном жанре; пополнять словарный запас учеников; учить анализу текста; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к родине, воспитывать чувство сострадания.

Оформление: Репродукция картины Лактионова А.И. «Письмо с фронта»

/Репродукции картины Лактионова есть в папке по литературе для 6 класса/

На доске

Эпистолярный жанр Лирика Патетический

Эпистола Проза Пафос

На столах учеников

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова

Стихотворение Г.Степанова «Письмо» /см. в конспекте урока/

Текст с рассказом Евгения Габриловича «Фронтовое письмо» /см. в конспекте урока/

Письмо гвардии сержанта с фронта из сборника «Письма с фронта»

(Письма с фронта, 1941 – 1945 / Сост. В.А.Волынская (отв. сост.); отв. ред. Е.И.Овсянкин. Архангельск: Сев. – Зап. Кн. Изд-во, 1989)

Домашнее задание к уроку

*Прочитать рассказ Габриловича «Фронтовое письмо»

*Повторить правила оформления письма

*Индив. задание – 1 ученик учит стихотворение Степанова «Письмо» наизусть


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Письмо гвардии сержанта И.И.Кожевина

21 февраля 1945 г.

Здравствуйте, родные!

Шлю я вам свой горячий боевой гвардейский привет!

Мама! Уже больше недели прошло, как я получил от вас письмо, но отвечать было некогда, но наконец выбрал время и вот пишу. Мама, я пока жив, здоров и невредим. Воюем сейчас на Одере, в Германии. Немец, правда, сопротивляется, но все-таки наша берет. Думаем, что конец войны не так-то уж далек. За время боев освободили немало наших русских и украинцев, насильно увезенных в Германию. По их рассказам, а также и своими глазами видишь, что такое фашистская Германия. Да, такую Германию действительно нужно уничтожить! У каждого немца-хозяина работает несколько человек русских. Сами немцы не работают. И русских они считают как рабочую скотину, а

себя – как высшую расу. Но ничего, за все они заплатят. Теперь они познали, что такое война, не по газетам, а испытывают на собственной шкуре все лишения, страхи и невзгоды войны, но это еще цветочки, а ягодки впереди. Всего о немцах не опишешь. Короче говоря, они заслуживают возмездия за свои деяния в России. И наша месть справедлива.

Мама! Воюю я честно, не зная трусости и страха. И так мы воюем все. Ну, пока и все!

С приветом ваш сын Ваня

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тема урока. Цель.

- Сегодня тема урока «Письмо с фронта». Запишите в тетрадь тему урока.

- Сегодня мы должны вспомнить и еще раз повторить особенности написания письма. А также рассмотреть особенности письма в прозе и стихах. Если вы будете активно работать на уроке, будете внимательны, вы легко справитесь с домашним заданием – сочинением «Письмо ветерану».

Мы уже писали письмо другу, родным, письмо ветерану. Это личные письма. К какому стилю речи мы отнесем личное письмо другу? /разговорный стиль/

- Назовите приметы разговорного стиля речи.

/употребление просторечья, упрощенные формы, неполные предложения,

уменьшительно – ласкательные суффиксы,

Сегодня мы рассмотрим на уроке письма с фронта.

3. Словарная работа

- Слово «фронт» пришло в русский язык из латинского языка. Как называется группа слов, пришедших из других языков? /Заимствованные/

- Слово фронт имеет несколько лексических значений. Как мы называем слова, имеющие несколько лексических значений? /Многозначные/

- Что обозначает слово «фронт»? Дайте лексическое значение слова. Откроем словарь Ожегова и прочитаем определение слова «фронт». Семь значений. Выберите то значение слова «фронт», которое соответствует нашей теме «Письмо с фронта».

/По словарю Ожегова: фронт – действующая армия и район, ею занимаемый; территория, на которой ведутся боевые действия. /

- На фронте, там, где ведутся боевые действия, опасно, страшно. И конечно, бойцам хочется поделиться своими переживаниями с близкими людьми: они пишут письма родным, близким людям.

4. Устная работа над репродукцией картины

- Рассмотрим репродукцию картины художника Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта». Обратите внимание, она называется так же, как тема нашего урока. Когда происходят действия, изображенные на картине? Можете ли вы точно дать название войны? Какие детали указываю на это?

/Это годы Великой Отечественной войны /1941 – 1945/.

Пилотка со звездочкой, ордена, военная гимнастерка на раненом солдате

времен Великой Отечественной войны. Мальчик с красным галстуком./

- 68 лет назад закончилась страшная Великая Отечественная война, но память об этих трагических событиях никогда не сотрется в памяти народа, сохранится в книгах, картинах, документах, письмах…

- Как вы думаете, какое письмо получили герои, изображенные на картине? Грустное или радостное? Почему вы так решили?

/Все герои картины веселы, их позы свободны, не напряжены,

солнечные блики – все это говорит о том, что письмо принесло

радостную весть. Отец, или муж, или сын здоров/

5. Письмо земляка.

- Мы не знаем содержания письма, возможно, оно было таким, как письмо нашего земляка гвардии сержанта И.И.Кожевина. /Показать фотографию Кожевина И.И. Стр. 224 книги «Письма с фронта»/.

Иван Иннокентьевич, уроженец деревни Пустозерской, был призван в армию с третьего курса Архангельского техникума связи в 1943 году. Ему было 18 лет. Окончив танковое училище под Владимиром, он участвовал в разгроме немецких войск в Вислинско – Одерской операции, штурмовал Берлин. Прочитайте это письмо. Оно настоящее. Каким числом датировано оно? Как это влияет на содержание письма, настроение автора?

/Письмо от 21 февраля 1945 года, а это конец войны, осталось 4 месяца. Письмо радостное. Автор пишет о скорой победе. «Конец войны не так-то уж далек»./

- К великому сожалению, автор письма, гвардии сержант Кожевин, не праздновал Победу. Он погиб за 20 часов до капитуляции Германии. Но тогда, в феврале, Иван Кожевин был рад возможности написать письмо. Обратимся к письму. Это письмо личное или официальное? Какие приметы указывают на это?

/Письмо личное, об этом говорят выражения: «пока жив, здоров и невредим», «рабочая скотина», «ну, пока» и т.д. В письме неоправданный повтор союза «но»./

- Что мы узнали о судьбе и характере Ивана Кожевина?

/Дошел до Германии, воюет, «не зная трусости и страха», не озлобился,

не ожесточился на войне/

- Его награды (Кожевин награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени) говорят, что это смелый, отважный человек, как и многие - многие наши земляки, воевавшие на фронтах Великой Отечественной. О их судьбах мы можем узнать из книги «Письма с фронта», под редакцией ветерана Великой Отечественной войны А.А.Михайлова. /Если есть такая книга, показать ученикам./ В эту книгу вошли 186 писем фронтовиков из Архангельской области. Эти письма адресованы родным, близким, землякам. Многие письма стали реликвиями и хранятся сейчас в семейных архивах, в государственных музеях.

6. Домашнее задание

Авторы писем, ветераны Великой Отечественной войны, понемногу уходят из жизни. Отнесемся к ним с бережным вниманием сегодня. И я предлагаю вам, ребята, написать дома письмо ветеранам. Мы уже знакомы с требованиями к оформлению письма.

7. Проверочная работа «Оформление письма»

Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете его. Пишите только ответ под цифрами.

1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?)

/Аккуратным и разборчивым/

2. В правом верхнем углу мы ставим … /дату/

3. На середине строки пишем слова приветствия. (Какие?) Чем больше, тем лучше. /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./

4. К словам приветствия добавляем … /обращение или имя отчество/

5. Напишите определения (прилагательные) к этим словам. Чем больше, тем лучше. /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/

6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся …. /с большой буквы/

7. Какая часть письма является самой большой? /Содержание письма/

8. О чем пишут в заключении письма?

/Пожелание здоровья, вежливая просьба ответить на письмо/


9. В конце письма нужно поставить … /подпись/

10. Каким образом мы оформляем эти слова на бумаге? /В правом нижнем углу/


- Мы повторили правила оформления письма. Следуя этим правилам, напишите дома письма ветерану.

8. Письмо в художественной литературе. Словарная работа.

- В художественных произведениях часто используется письмо. Письма, переписка, роман в письмах относятся к особому жанру литературы. Какому?

/к эпистолярному жанру/

- Найдите в словаре слово «эпистолярный», прочитаем значение слова.

- Слово «эпистолярный» образовано от латинского слова «эпистола».

В латинском языке это слово обозначало письмо. Запишите в тетрадь.

/Эпистолярный – эпистола (письмо) лат./

- Эпистола – литературное произведение в жанре письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Эпистола, как литературный жанр, в России существовала в 18 веке. Известны эпистолы Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова.

Эпистолярная форма – композиционная форма художественного произведения в виде переписки двух или нескольких лиц. Например, повесть А.Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Есть произведения, которые состоят из одного письма. Например, рассказ А.П.Чехова «Письмо к ученому соседу».

9. Работа с текстом рассказа.

- Дома вы прочитали рассказ Габриловича «Фронтовое письмо».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фронтовое письмо

Евгений Габрилович

Дорогая Лиза!

Получил вашу посылку и письмецо. Я очень тронут этой посылкой, особенно записной книжкой, в которой вы написали» «Коле Медведеву от Лизы Луковской» и списали песню «Синий платочек». Спасибо вам, милая Лизонька. Почему это вы вдруг вспомнили обо мне и написали мне в первый раз письмецо?

Вы спрашивали, как я живу.

Мы очень далеко от вас, Лизонька! Я в отряде, углубившемся в расположение противника по специальным заданиям. Пищу, боеприпасы, вооружение доставляют нам пешком через болота,

Леса, иногда ползком. Вкруг немцы, каждый день они атакуют нас, мы для них – словно сучок в глазу. В общем «до смерти четыре шага», как поется в песне, которую часто передают по радио.

Лиза! Как часто вспоминаю я наш городок и техникум, где мы вместе учились!

Многие представляют себе, что на войне ни о чем не думаешь, кроме атак да стрельбы, ни о чем не вспоминаешь. Это неверно: нигде так много не вспоминаешь, не раздумываешь, как на войне. Многое из того, что касалось значительным, серьезным, кажется пустяком и, наоборот, то, на что раньше не обращал внимания, кажется вдруг серьезным, глубоким трогательным. …

Особенно я люблю рассматривать сейчас фотографии тех времен, у меня их здесь, к сожалению, совсем мало. На одной из них мы сняты вместе с вами, знаете та фотография, где все мы на лодке, - вы, я, Сеня Петров, Катя Люсицкая. Сеня и я за веслами, а вы с Катей на корме, и Катя смотрит на Сеню влюбленными глазами: помните, как все в техникуме подшучивали над ее любовью.

Вот о Сене я и хочу вам написать. После мобилизации мы с Сеней вместе окончили школу лейтенантов и вместе попали на фронт в одну и ту же дивизию. Это знаменитая, прославленная на войне дивизия, и служить в ней великая честь. Нас с Сеней назначили в разные полки. Мы распрощались, и Сеня сказал:

-Как бы не сплоховать, Николай! Шутка сказать – такая дивизия! Давай поклянемся, что не подкачаем!

И мы дали друг другу клятву, так как оба были из далекого приуральского городка, в первый раз слышали канонаду, и нам, по правде сказать, было не очень – то по себе.

И с тех пор долго не виделись. Я много слышал о Сене, читал в армейской газете о его подвигах.

В феврале наша дивизия ударила по врагу во фланг и двинулась по снежной целине, отрезая его коммуникацию и окружая крупную фашистскую группировку.

Вот читали мы много книг о наших людях и все спорили, каковы качества нового человека, - помните наши споры, - а он уже существует, этот замечательный советский человек. Нигде это так не обнаруживается ясно, как на войне. Вот сибирский, уральский, рязанский колхозник идет с тобой , идет уверенно, спокойно, без отдыха, несет не только свое личное вооружение, еще часть пулемета или миномета, ротные припасы, не дрогнет не пожалуется, только пошутит над собой да над соседом, когда особенно туго придется.

Скажешь какому-нибудь политруку, который раз двадцать водил роту в рукопашный бой сотню раз побывал под бомбежкой, под орудийным обстрелом, не вылазит с передовых.

-Честный вы человек, особенный!

Удивляется.

-Особенный, чем? Вот уж самый обычный….

Война разоблачает все ложное, раздутое, случайное, и сразу видно, где настоящее и где фальшивое; видно, что настоящих, действительно настоящих людей у нас миллионы.

Вот тогда-то, в этом походе, и встретил я Сеню. Было это вечером, в метель. Ночь была такая темная, что в трех шагах не видать. Столкнулись нос к носу. Страшно обрадовались, обнялись. Всю ночь шли вместе. Он рассказывал о своих делах, я – о своих. Когда был подан сигнал к отдыху, уселись рядышком, спина к спине. Вьюга, ветер, снег так и сыплет; то и дело встряхиваемся, как утки.

-Давай, - говорит Сеня, - о чем-нибудь хорошем вспоминать, теплее будет.

Стали мы вспоминать о техникуме, об учителе алгебры, о кино, о вас, о Кате Люсицкой, об экзаменах, о футболе. Сеня спрашивает:

-Теперь тепло?

-Теплее, - говорю.

-Ну, а теперь, говорит Сеня, - давай попоем тихонько.

Стали мы напевать тихо-тихо наши студенческие песни и всякие другие – и грустные, и веселые – и опять вспоминать о техникуме и о футболе и снова тихонько тянули мелодии.

-Вот и хорошо, - сказал Сеня, - теперь совсем жарко.

А потом стали говорить о разных личных делах, … и Сеня сказал, что был влюблен в Катю Люсицкую и только робел ей об этом признаться. Лиза, расскажите это Кате при случае.

Утром мы прощались. Снова я не видел Сеню месяца два и только недавно узнал, что он погиб. Дело это было геройское: вместе с горсткой бойцов он оборонял высоту, дрался трое суток, остался один у пулемета – бойцы были ранены или убиты, - так он один держался до тех пор, пока к нему не подоспела подмога. Он не ушел тут и продолжал бой. Вскоре был ранен, его привезли в медсанбат.

Я побежал в медсанбат. Впустили меня. Он меня сразу узнал.

-Коля, - говорит, - помнишь, во время метели в лесу мы с тобой песни пели?

-Помню, - говорю, - я все помню.

Помолчали.

-Ну, как, Коля? – спрашивает. – Не подкачал я, клятву сдержал, дрался неплохо?

-Ты, говорю, герой.

-Герой, говорит, не герой, а не подкачал, воевал, как мог.

Вскоре я ушел, а вечером получил от него записку: «Дорогой Коля, если я умру, напиши

моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненавижу фашизм. Ненавижу кровавую, грабящую, убивающую фашистскую нечисть, ненавижу всеми силами своей души, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощай, не забывай меня, Коля».

Через два он умер. Его похоронили с почестями, под орудийный салют, как героя.

Милая Лиза, придет день, и мы выгоним Гитлера с нашей земли; настанет утро, когда не будет больше слышно пушек и бомб в этих прекрасных лесах и наступит удивительная тишина и снова запоют птицы. Тогда приезжайте сюда из нашего далекого городка. Я вам покажу места, где мы дрались, холм, где лежит Сеня. Пройдем тихим оврагом, где мы слышали столько грохота, я проведу вас по пустым окопам, блиндажам и расскажу о людях, которые, как и Сеня, бились в врагом, не жалея крови и жизни. И если бы была вторая жизнь, они отдали бы и её за этот светлый день грядущей победы.

Пишите мне, Лиза. Если бы вы знали, как приятно получить на войне письмо, вы бы писали часто-часто, может быть, каждый день…

- «Фронтовое письмо», письмо с фронта пишет главный герой произведения. Как зовут главного героя? /Коля, Николай Медведев/

- Что вы можете о нем рассказать? Что вы можете сказать о возрасте Николая Медведева? Почему вы так решили?

/Молодой человек. Пишет о техникуме, преподавателях, они поют

студенческие песни. Окончил школу лейтенантов, сейчас на фронте /

- О какой войне идет речь? Зачитайте слова, указывающие на это?

/ «Немцы, фашистская нечисть, фашизм» и другие/

- Что связывает это произведение Габриловича с личным письмом? Найдите приметы письма в рассказе. /Есть обращение «Дорогая Лиза!». В заключении просьба

ответить на письмо «Пишите мне, Лиза»/

- Произведение Габриловича рассказ. Какие признаки этого жанра вы можете назвать? /прозаическое произведение, малый объем текста, наличие сюжета/

- Главный герой повествует о судьбе своего друга. Перескажите историю, связанную с другом Николая Сеней.

10. Работа с текстом стихотворения

- А вот другое письмо с фронта, в стихах. Стихотворение Геннадия Степанова «Письмо» находится у вас на столах. Его прочтет нам… /чтение наизусть/

Письмо

Геннадий Степанов

За мною смерть гуляет по пятам,

Земля гудит и стонет под ногами.

А я назло всем грозам и смертям

Письмо пишу на родину стихами.

Привет тебе, любимая жена!

Привет с земли, войною опаленной.

Здесь дом сгорел, и нива сожжена,

И вырублен врагами сад зеленый.

По черным трубам ветер гонит пыль.

Край хлеборобный, что с тобой стало?

Какой злодей красу твою сгубил

И чья нога поля твои топтала?

За Сеймом, на холмистом берегу,

Незваный гость по нашим селам блудит.

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет!

Проклятые! Над вашей головой

Кружится ворон черный в ожиданье.

За все. За все – за дом, за край родной,

За все невыразимые страданья,

За стоны братьев наших и сестер,

За наших жен, томящихся в печали, -

Мы поклялись исполнить приговор

И кровью нашу клятву подписали!


- А в стихотворном письме можно ли найти признаки личного письма. Какие?

/Слова приветствия и обращение «Привет тебе, любимая жена!»/

- Какие нарушения оформления письма вы назовете?

/Слова приветствия и обращение идут не в начале письма. Нет подписи/


- Сравните это стихотворение и рассказ Габриловича? Что связывает их?

/ То и другое – письмо солдата Великой Отечественной войны. Они пишут о

том, что видят на войне, о своих переживаниях./

- А чем отличаются эти произведения? / проза и стихи. /

/Если ученики не смогут ответить более подробно, им следующий вопрос/

- Обратите внимание на синтаксические конструкции стихотворения. Какие предложения использует поэт? Почему?

/Восклицательные, вопросительные. Больше эмоций, сокровенных

чувств, переживаний автора/

- И это не случайно, стихотворение, как жанр, чаще всего относится к лирическим произведениям, в основе которых лежат чувства, мысли и переживания писателя. Первоначально лирическое произведение было песней. Древнегреческие стихи, например, исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента. Слово «лирика» в переводе с греческого означает «исполняемый под аккомпанемент лиры».

- Какие чувства вы знаете?

- Какое чувство преобладает в стихотворении «Письмо»? И чем оно вызвано?

/Чувство ненависти к врагу/

- Восклицательные предложения усиливают чувства, добавляют воодушевления, пафоса. Книжное слово «пафос», обозначающее воодушевление, подъем, энтузиазм, запишите в тетрадь.

- Значит, это стихотворение мы должны прочитать с особой интонацией, с пафосом. А страстная взволнованная речь называется патетической. Откройте словарь, найдите это слово в словаре. Прочитайте значение слова. Выполним словообразовательный разбор.

/Патетический – патетика/

- Выразительно прочитайте те строки стихотворения «Письмо», где говорится о ненависти к врагу.

11. Подведение итогов урока.

- Итак, мы рассмотрели на уроке тему «Письмо с фронта в стихах и прозе». Сейчас сделайте вывод, какие особенности написания письма в стихах и прозе.

- Напоминаю домашнее задание: напишите письмо ветерану. Если есть желание, можете написать в стихах.







Похожие:

Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconКиселева Наталья Алексеевна. Тема урок
«эпистолярный жанр», «адресат», «адресант»; репродукция картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта»; письма фронтовиков, оформленные...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconПроповедь шестая. Я хочу написать вам письмо
Репина, письма Паустовского и Шолохова, письма Маркса и Энгельса, письма Маяковского и Есенина. И каждый раз, прикасаясь к чужой...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconЕгэ. Раздел: Письмо
«Письмо» состоит из двух заданий (С1 и С2) и представляет собой небольшую письменную работу(написание личного письма и письменное...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconРекомендация для родителей Что нужно знать о навыках письма
Письмо сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconУрок по русской литературе в 8 классе Тема: поэзия и драма любви (урок-обобщение по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Оборудование: аудиокассета с записью музыки Моцарта, аудиокассета с записью «Стихотворения в прозе» И. С. Тергенева; репродукции...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconЗапомните следующие
Правильное оформление письма, умение писать чётко и без ошибок в соответствии с грамматикой и лексикой изучаемого языка является...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconРазработка урока в 4 классе «Урок письма»
Ребята, если вы отгадаете загадку, то вы сможете узнать, кто придёт сегодня к нам в гости на урок
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconСнежко Натальи Николаевны Тема урок
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал( по 2 треугольника и по...
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconТема Домашнее задание
Проектная работа. Контроль навыков письма. Рассказ/ письмо о моем любимом времени года
Урок письма «Письмо с фронта в стихах и прозе» /7 класс iconДокументы
1. /Шаблон Приглашения Ново Подписавшегося Человека в GDI для Вступления в WMG.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы