Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» icon

Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош»



НазваниеФормирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош»
Дата конвертации21.06.2013
Размер65.28 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации ФГОС ООО

Выступление на педагогических чтениях.

Сергеева Ирина Валентиновна,

МБОУ «Строевская СОШ»

На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки. Направленность на расширение границ знаний требует, чтобы человек обладал познавательной самооценкой, позволяющей ориентироваться в потоках информации. Школа способна помочь ребёнку адаптироваться в изменяющемся мире, научить оценивать себя, свои познавательные действия в различных ситуациях[3]

Известный автор книг по психологии Т. А. Рытченко приводит такое определение самооценки. «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей»[2] Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем и задач. Вот почему  уже в начальной  школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно-оценочной самостоятельности.

Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также  позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты,  планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.    

Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки (по Эльконину-Давыдову):

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.


Можно сделать вывод, что при проведении специальной работы по формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к пятому [5]

Роль школьных отметок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Сегодня, оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны:

– с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки;

– участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.)   Формируется навык контроля, самоконтроля  и самооценки посредством использования специальных приемов.  В свою очередь  это способствует созданию  условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно  использовать  в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам[4]

Центральным элементом обучения по системе Эльконина-Давыдова, а также по требованиям ФГОС, является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот трудный для детей момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, готовых способов действия, которые нужно воспроизвести, но организует поиск этих недостающих способов действия. Столкнувшись с принципиально новой задачей, дети (как и взрослые), не способны сразу высказывать точные и ясно сформулированные предположения. В подавляющем большинстве случаев первые догадки невнятны, неправдоподобны, через пять минут они будут опровергнуты. Но именно первые версии и предположения особенно ценны: в ответ на них в классе будут высказаны более веские, более основательные догадки.

Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Непонятно, что конкретно должно быть оценено. Сам факт активности, поднятую руку? Тогда в классе будет просто больше поднятых рук, но отнюдь не больше мнений. Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине? Тогда будут перечеркнуты усилия детей, рискнувших высказать суждения, оспаривая которые класс сумел получить искомый результат.

Что же делать? Нужны и отметка, и оценка. Но оценочные шкалы должны быть все время разные. Система оценок должна обладать гибкостью, быть в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика. «Цену» каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми.

Один из алгоритмов формирования самооценки на уроке:

1. В начале урока необходимо ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.

2. В процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями, которые озвучиваются учителем в начале урока.

3. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

4. В конце урока учитель дает позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.

Приемы формирования самооценки: Использование традиционной отметки позволяет идентифицировать отметку и самооценку учащегося и отметку учителя. Причем самооценка может быть и прагматической, т. е. выставляется до начала работы. Это позволяет самому ребенку оценить готовность к выполнению заданий. Самооценка, выставленная после выполнения работы, проверяется по готовым ответам. Учитель же может оценить ту же работу по результатам самостоятельной или контрольной работы.






Прием «Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка (например, если у ребенка в диктанте или другой работе все правильно, он ставит отметку на конец линеечки, если половина – на середину линеечки и т.д.).



Листы самооценки. «Сегодня я справился с этим заданием на …» (ученик рисует улыбающееся, печальное или нейтральное лицо человечка).





Прием «Дневник достижений» - указываются достижения учащегося в течение четверти, учебного года.



 Рекомендации учителю по формированию самооценки:

1. Использовать на уроках по возможности безотметочную систему оценки.

2. Применять при оценки различные дополнительные материалы (лесенки, линеечки, личики). При этом на них не должно быть цифр.

3. Оценочные шкалы должны быть все время разные.

4. Оценка действий ребенка должна быть дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку.

5. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.

6. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

 

Важно помнить, что хвалить надо исполнителя (ребенка),

критиковать — исполнение.


Источники информации:




  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001

  2. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.

  3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146

  4. Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.

  5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002

  6. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. /Ш.А. Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.- 274 с.







Похожие:

Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconФормирование информационной компетентности через проектную деятельность на уроках информатики как условие реализации фгос
Выступление на заседании педагогического совета Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая преподавателя информатики Хамидуллиной...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconПриказ №1326 Об утверждении дорожной карты по реализации направлений фгос основного общего образования
Минюстом России 01. 02. 2011 года №19664 в целях сопровождения введения фгос ООО в сош №4 и реализации фгос ООО в сош №1 с уиоп,...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconОрганизация внеурочной деятельности в рамках внедрения фгос ООО в маоу гимназия №1, мбоу сош №3, мбоу сош №7 города Бугуруслана
Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях города организуется по следующим направлениям развития личности
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconСписок учителей мо
Тема, над которой работает мо учителей начальных классов: «Использование современных педагогических технологий обучения и воспитания...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconПрограмма развития моу сош №3 ( 2007 2012 гг.) Тема: Воспитание личности XXI в на культуре и традициях России
Формирование нравственно – ориентированной личности школьника средствами традиционной русской культуры
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconИнформационное письмо по итогам проверки организации работы в экспериментальных 5-х классах в ходе внедрения фгос ООО с 17. 09-22. 09. 2012 г
Я региональными пробными площадками по внедрению фгос ООО (мбоу сош №3, мбоу сош №7, маоу гимназия №1), Управлением образования администрации...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconИнформационная справка мбоу «Кишертская сош» о готовности образовательного учреждения к введению фгос ооо, планирующего работать по направлению: формирование универсальных учебных действий
Мбоу «Кишертская сош» о готовности образовательного учреждения к введению фгос ооо, планирующего работать по направлению: формирование...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconВыступление учителя начальных классов мкоу залипьевская оош курлович Г. В. Создание информационной среды школы как условие реализации фгос
Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconМетодическая тема: Повышение качества и эффективности урока как основной формы организации учебного процесса в условиях освоения фгос, современных педагогических технологий и развития личности ребенка. Цель
Развитие уровня профессиональной компетентности педагогов мо с целью повышения качества и эффективности уроков в процессе реализации...
Формирование самооценки школьника как условие развития личности при реализации фгос ООО выступление на педагогических чтениях. Сергеева Ирина Валентиновна, мбоу «Строевская сош» iconПлан-график мероприятий по обеспечению введения фгос ООО в Абанской сош №3 Цель: обеспечение введения и реализации в 5 классах фгос ООО с 1 сентября 2012 года
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов