Методическая разработка урока литературы в 7 классе icon

Методическая разработка урока литературы в 7 классе



НазваниеМетодическая разработка урока литературы в 7 классе
В ПРОИЗВЕДЕНИИ»
Дата конвертации19.06.2013
Размер97.95 Kb.
ТипМетодическая разработка
скачать >>>
1. /Методическая разработка урока литературы в 7 классе. Филоненко Т.Н/Методическая разработка урока литературы в 7 классе. Филоненко Т.Н..docxМетодическая разработка урока литературы в 7 классе

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ


на тему «А.С. ПУШКИН.

«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ».

ЛЕТОПИСЬ И БАЛЛАДА.

АВТОР В ПРОИЗВЕДЕНИИ»


Подготовила:

Филоненко Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


п. Борисовка

2013 год


Цели урока:

1. обучение анализу поэтического произведения, приемам литературоведческой работы; обучение работе с учебником, «Рабочей тетрадью», справочниками и другими источниками информации;

2. развитие умения накапливать знания, применять и реализовывать их в практической деятельности; развитие умения вдумчивого, неспешного и осмысленного чтения, умения видеть и чувствовать автора в произведении; развитие творческого воображения;

3. воспитание интереса к отечественной культуре и истории; воспитание эстетического вкуса; воспитание чувства благодарности к авторам – создателям учебника литературы и учебного пособия

Оборудование:

1. Учебник литературы - Г.С. Меркин. Литература. 7 класс. М., «Русское слово», 2011.

2. «Рабочая тетрадь» - Ф.Е. Соловьева. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). М., «Русское слово», 20012

3. Презентация


Ход урока:

1. Повторение изученного материала

Учитель. Прежде чем приступить к работе, мне хотелось бы завершить разговор нашего последнего урока. Просмотрите, пожалуйста, словарь (в него включена историческая справка), который мы с вами составили, ответьте на вопрос: что полезного и нужного вы взяли для себя с прошлого урока?

*** Демонстрируется словарная страница.


Ныне - теперь, сейчас.

Хозары (хазары) – они жили в поволжских степях. Здесь стояла столица хазар – город Итиль. Ими правили каганы, поэтому и государство их называют Хазарский каганат. Некоторые племена славян платили дань хазарам, но Олег воевал с хазарами и сам собирал с дань с этих славян.

Нивы – в древней Руси это «степь», «степное пространство».

Дружина – княжеские воины.


Броня воинские доспехи.

Кудесник – волшебник, предсказатель.

Перун – у древних славян повелитель грозы, грома.

Завет – от слова «завещать», «обещать».

Грядущее – будущее.

Волхвы – служители древних славянских богов.

Жребий - то, что дано судьбой (жеребьями славяне называли дощечки, на которых гадали о судьбе)

Твой щит на вратах Цареграда - Летописи рассказывают о том, как Олег отправился в поход на Царьград. Царьград тогда был столицей византийской империи, на месте которой когда-то был только большой греческий город Византий. Сами греки называли свою столицу Константинополь - «город Константина» (Константин был знаменитым императором, который и сделал этот город столицей). Византия была страной христиан; – пройдет несколько десятилетий после Олега, и отсюда на Русь также придет христианская вера, приедут мастера – строители храмов и иконописцы. Но пока что Олег идет на Царьград войной. Путь вниз по Днепру был нелегким; а когда подошли ладьи к цареградским берегам, император испугался и дал богатый выкуп русскому князю, чтобы только увел он свое войско. По преданию, в знак победы Олег прибил свой щит на ворота осажденного города.





Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Федора Антоновича Бруни, 1839


Пращ – древнее оружие, которым метали камни: камень вкладывался в ремень, который раскручивали и с силой запускали этот камень.

Курган – в древности многие народы насыпали над могилами холмы – курганы.

Ретивый – резвый, быстрый; «реть» - состязание.

Ковыль – степная белая колосистая трава с высокими тонкими стеблями.

Тризна – пир в честь погибшего воина над его курганом.

Ковши круговые – древний обычай пить на пиру из ковшей, передавая их по кругу, в знак единства собравшихся людей.


Ученики отвечают на вопрос учителя.


2. Работа по теме урока

*** Демонстрируется 1-й слайд: Рядом с экраном на доске записана тема урока: «А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении»

Дети записывают тему урока, учитель в это время пишет ниже слова:

«И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет…»

Учитель (читает строки из поэмы, записанные на доске). Это заключительные стихи из произведения А.Пушкина «Цыганы». Как вы думаете, как они могут отображать (или иллюстрировать) произведение «Песнь о вещем Олеге»?

Ученики (примерные ответы).

- Поэмы «Цыганы», как и «Песнь о вещем Олеге», писалась Пушкиным в период южной ссылки.

- Если этими словами заканчивается произведение, то в них – вывод из всего рассказанного в поэме.

- Здесь звучат «таинственные» слова: «страсти», «судеб», «роковые. «Песнь о вещем Олеге» тоже повествует о роке, о судьбе.

Учитель. Что же могло навеять Пушкину темы и мотивы таинственности, загадочности, чудной красоты?

Ученики (примерные ответы). Море, Одесса, южное ночное небо, горы Кавказа, воздух, природа юга…

Учитель. Но ведь «Песнь о вещем Олеге» написана на основе летописи. Что же заставило Пушкина обратиться к истории?

Ученики (примерные ответы).

- Здесь, на юге, Пушкин встретился с Раевскими; общаясь с ними, он понял, что собственные его знания в области истории недостаточны.

-И в столицах, и на юге все с упоением читают «Историю государства Российского» Н.Карамзина. Пушкин тоже читает.

- Пушкин гордится своей страной, ее историей. Он говорит об этом в споре с Чаадаевым.

Учитель. Геннадий Самуйлович Меркин поместил в нашем учебнике строки из письма А. Пушкина П. Чаадаеву. Прочитаем это письмо (стр.133) – рубрика «Для вас, любознательные».

Ученики. Читают вслух.

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.39. (Читает вслух: В лето 6420-912. И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего…). А затем - древнерусский текст.

Что же может быть правдивее и красивее этого текста? Выходит, Пушкин просто пересказывает летопись? Зачем?

Ученики (примерные ответы).

- Пушкин не пересказывает – он создает свое произведение: в новой форме, стихотворной.

- Он создает балладу – лирическое произведение.

- Он хочет выразить себя, рассказать о себе.

- Лирика – это высшая форма выражения высших чувств.

Учитель. Откройте, пожалуйста, «Рабочие тетради» (стр.49). Выполняя домашнее задание, вы заполняли вторую часть таблицы. Прочитайте ваши записи и сравните ответы.

***Демонстрируется 2-ой слайд. Сравниваются записи. Комментируются определения: «лирическое», «эпическое» (известное ранее), - чтобы выйти на определение авторской позиции в балладе (заполняется 5-ая графа таблицы: автор явно присутствует в балладе).

Учитель. Докажите, пожалуйста, свое мнение. (Ученики читают наизусть отрывки из произведения, анализируют текст.)

Ученики (примерные ответы).

- Автор гордится своей историей, Олега он называет «вещий».

- Олег «в цареградской броне», землю врагов «обрек он мечам и пожарам», а хозаров он называет «неразумными».

- Автор верит в предания, гадания, предсказания. Он с опаской и уважением говорит о кудеснике: «вдохновенный», «мудрый старец».

- Автор высокомерен. Он как бы играет с судьбой. Поэтому с иронией его герой говорит кудеснику: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…», в награду коня ему предлагает.

- Автор ценит дружбу. Он дорожит друзьями. Ему нравится, что князь Олег любит коня своего: «мой верный товарищ», «мой слуга», «гладит и треплет по шее крутой»… И товарищей своих любит: «вы, отроки - други» … Олег жалеет о смерти коня своего.

- Автора просто интересует: а существует ли судьба; стоит ли в нее верить? Вот он и увлекается историей князя Олега.

- Автор проникается историей Олега настолько, что сам как бы становится участником события. Он и едет верхом на коне, поэтому и ритм шагов передает в стихотворном размере: «как – нЫне – сби – рА –ет – ся – вЕ - щий – о - лЕг …» (Если дети не могут самостоятельно сделать выводы, учитель должен подвести их к подобным заключениям.)

Учитель. Подведем итоги. Перед нами чудесная баллада. Мы любовались словом Пушкина, красивым рассказом, чудным повествованием, услышали музыку стиха, в нем – цокот копыт, шум ветра степного, звон кольчуг, шипение змеи гробовой. Только ЛОБОВЬ – любовь к своему Отечеству помогла автору создать такое чудное произведение и передать в нем себя.

Но давайте еще раз вернемся к разговору прошлого урока. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 138.

(***Демонстрируется 3-ий слайд) Репродукция Виктора Яковлевича Коновалова. Чем интересна эта картина?

Ученики (примерные ответы). В черно-белых красках рисунка – аппликации выражены тревога, напряжение, ожидание…

Учитель. Вернемся к следующей репродукции. Откройте,

пожалуйста, учебник на странице 140.


(***Демонстрируется 4-ый слайд) Чем интересна эта работа художника Василия Михайловича Васнецова?

Ученики (примерные ответы). Красный, коричневый, зеленый, белый, голубой… – такое разнообразие цвета. В них и радость, и печаль, и торжество, и надежда.

(Дети умеют видеть цвет в «нецветном» рисунке, они «раскрашивают» рисунок в своем воображении)

Учитель. Рассмотрите, пожалуйста, еще одну репродукцию того же художника.




***Демонстрируется 5-ый слайд: .

Ученики (примерные ответы). Здесь «самый главный» цвет - белый. Он как чистый лист бумаги, он символизирует НАЧАЛО. А каким будет продолжение? Грозно смотрит кудесник: не шутите с судьбой. Грозно смотрит Олег. О чем он думает?

(Если дети не смогут самостоятельно сделать выводы, им следует помочь)


Учитель. Мы говорили о том, что А.Пушкин пишет балладу о князе Олеге, потому что любит свою отечественную историю, свою культуру, любит свою Родину. А что заставило русских художников иллюстрировать произведение А.Пушкина?

Ученики (примерные ответы). Художники не повторяют, не копируют Пушкина - они также выражают СЕБЯ: свое видение истории, свою любовь к Пушкину.

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 131. Нам автор учебника предлагает рассмотреть автопортрет А.Пушкина. Автопортрет 1821-го года – набросок в черновике романа «Евгений Онегин». А вот еще один автопортрет, выполненный в год начала работы над «Песнью о вещем Олеге».


*** Демонстрируется 1-ый слайд. Сравните их.

Ученики (примерные ответы). Печаль, задумчивость, твердость, уверенность в себе - первый автопортрет. Радость, вдохновение, ожидание, спокойствие и та же уверенность в себе… - второй автопортрет.


Учитель. Вот какие чувства испытывал поэт, когда работал над своей балладой. Но как, чем выразил Пушкин – художник себя, как сумел передать свое настроение?

Ученики (примерные ответы). Главный помощник поэта-художника - линия. (Учитель помогает сделать вывод, комментирует сказанное: линия подбородка, линия губ и т. д.)


3.Подведение итогов урока

Учитель. Мы узнали, как «в лето 6420» один скромный монах написал чудное повествование о славном князе Олеге. И написал он повесть сию, чтобы не забывали и чтили мы предков своих. И руководила его помыслами ЛЮБОВЬ.

Мы узнали, как в 1803 году, получив разрешение государя и сделавшись первым профессиональным писателем, « по уши влез в русскую историю» и написал великую и долгожданную книгу - « Историю государства Российского…» - замечательный наш писатель Николай Михайлович Карамзин. И читал эту книгу всяк и знал, «откуда есть пошла Русская земля»… А руководила стараниями писателя ЛЮБОВЬ.

Мы узнали, как в 1824 году наш любимый Пушкин, читая Байрона и Карамзина, беседуя с Владимиром Раевским, любуясь чудным морем, возьмет свое перо и набросает похожие на летящих журавлей строчки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам…». И подсказывала, и вела перо поэта ЛЮБОВЬ.

А годами позже прочитают баллалу читатели-художники и напишут свои картины, и запечатлят слово Пушкина в красках и линиях. И их желанием будет руководить ЛЮБОВЬ.

А еще годами позже прочитают поэму Пушкина дети – ученики 7 «Б» класса и насладятся музыкой стиха, высотой мысли и красотой слова. И к ним придет ЛЮБОВЬ.

Потому что ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ.


Всё начинается с любви.

Твердят: вначале было слово…

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви.


*Домашнее задание будет таким: в своем «Читательском дневнике» оставьте новую запись.




Похожие:

Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной )
Познакомить учащихся с историческим прошлым г. Лукоянова, историческими местами, связанными с А. С. Пушкиным
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока информатики в 10 классе
Тема урока «Общение в Интернете в реальном времени. Инструктаж по тб. Практическая работа «Работа с программой Skype»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока математики в 6 классе
Мбоу "Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока геометрии в 11 классе
Мбоу "Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого"
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока по предмету «Основы графического дизайна» 1 класс «Формальная композиции»
Данная методическая разработка посвящается изучению основных «правил» построения формальной композиции. Приведены теоретические сведения...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока в 6-б классе
Объяснение новой темы. Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, с которой вы ещё не знакомы. (На доске написано)
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconРазработка урока информатики в 3 классе по теме «Человек и информация. Виды информации.»
Методическая разработка урока информатики в 3 классе по теме «Человек и информация. Виды информации.»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка урока английского языка в 10 классе
Оборудование: компьютер, экран, проектор слайдовая презентация, атрибутика школьного государства «мир», индивидуальные карточки для...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе iconМетодическая разработка открытого урока по предмету «Физическая культура»
Тема урока: «Совершенствование техники игровых элементов и приёмов в спортивной игре «Баскетбол»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов