Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях icon

Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях



НазваниеОсобенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях
Дата конвертации14.06.2013
Размер176.27 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Особенности методической работы с учителями

истории и обществознания в современных условиях

И. М Фокеева, ст. преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ,

заслуженный учитель школы РТ.


В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования, в качестве ключевой особенности современной школы подчеркнута роль учителя. От его открытости ко всему новому, внимания к интересам ребенка зависит обновление образовательной среды, формирование современных, конкурентоспособных молодых людей, способных к адаптации в новых условиях, к обучению и переобучению на протяжении всей жизни.

Отношение к образованию как одному из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества, принципиально меняет "социальный заказ" школе, предъявляя новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, к учителю, как основной фигуре образовательного процесса.

В этом контексте особое место в системе образования занимают история и обществознание - предметы, призванные способствовать гражданской, социально-экономической и правовой социализации личности.

Следует отметить, в прошедшие десятилетия произошло серьезное профессиональное переосмысление учителями истории и обществоведческих дисциплин базовых составляющих преподаваемых предметов: ценностных установок, содержательного ядра и организационно-методических основ преподавания. Это было обусловлено кардинальными социокультурными, а также политическими и экономическими изменениями в стране, вступлением России в информационное общество и изменением информационного пространства учащихся. В контексте современных реалий актуализировались такие задачи как формирование компетенции к обновлению компетенций в условиях непрерывного образования, подготовка к реализации основных позиций проекта Концепции ФГОС второго поколения.

Содержание работы с учителями историко-обществоведческого цикла, определяется также спецификой местных условий, таких как историко-географические факторы, кадровый состав методической службы и учительского корпуса, информационно-технологическая обеспеченность.

Все эти факторы существенным образом изменили содержание и формы методической работы, изменился и сам учитель истории и обществознания.

В деятельности методических служб в работе с учителями истории и обществознания наряду с традиционными направлениями в последние годы появились новые, ориентированные на выполнение социального заказа в условиях вызовов XXI века:

  • осмысление нового содержания образования, отвечающего потребностям современного общества, личности и государства, подготовка к реализации позиций стандартов второго поколения (проект).


  • повышение профессиональной компетентности учителей истории и обществознания в контексте подготовки к освоению новых направлений в работе (ЕГЭ, профильное обучение, информационно-коммуникативные технологии, система оценки качества исторического и обществоведческого образования);

  • поддержка талантливых детей;

  • оказание помощи в реализации воспитательного и развивающего потенциала предметов данного цикла, формирование опыта духовно-нравственного воспитания в современных условиях, развитие новых направлений в патриотическом воспитании;

  • организационно-методическая поддержка лучших учителей, представление опыта экспериментальной работы учителей-грантодержателей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Конкретная работа по совершенствованию преподавания предметов осуществляется через методические объединения (МО) учителей цикла. В рамках МО учителей истории и обществознания республики:

- осуществляется знакомство с нормативной и методической документацией по преподаванию предметов цикла, обсуждение учебных программ и учебно-методических комплексов по предметам;

- анализируется состояние преподавания предметов цикла, а также авторских программ и методических пособий;

- организуется проведение тематических и проблемных семинаров-практикумов, взаимопосещения уроков с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;

- изучается и обобщается опыт работы по инновационным направлениям, организуется экспериментальная апробация новых направлений в преподавании предметов;

- разрабатываются единые требования к оценке результатов обученности
на основе образовательных стандартов по предмету, готовится подборка материалов для промежуточной и итоговой аттестации учащихся (тематическая, зачетная и т.д.);

- заслушиваются отчеты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения квалификации, отчеты о творческих командировках.

В таком формате работают муниципальные ИМЦ и РМО (ГМО) Нурлатского, Заинского, Апастовского районов, Советского (рук. Такмовцева М. В.), Приволжского (рук. Аринина Е. В.), Авиастроительного (рук. Тимошевская Т. Ф.) районов г. Казани. В Нурлатском ИМЦ сложилась система методической сопровождения и поддержки роста профессионального мастерства учителя. 30 учителей района осваивали дистанционную форму обучения на курсах по теме: «Мультимедиа технологии в преподавании истории культуры народов мира».

Муниципальные методические центры, организуя разноплановую работу по повышению профессионального мастерства учителей истории и обществознания, активно взаимодействуют с вузами, учреждениями дополнительного педагогического образования, что для учителей данного цикла особенно актуально в контексте постоянного обновления содержания образования.

Формируется опыт сетевого взаимодействия в повышении квалификации учителей в межкурсовой период. Так, ГИДЦ УО г. Казани активно сотрудничает с КГУ, ТГГПУ, ТИСБИ, ИРО РТ по повышению теоретико-методологической подготовки учителей истории и обществознания; взаимодействуют с издательствами «Русское слово», «Мнемозина» и др. с целью ознакомления методистов и учителей с новыми учебно-методическими комплексами.

Созданное при ГИДЦ городское методическое объединение учителей истории и обществознания, состоящее из руководителей районных МО и учителей грантодержателей ПНПО (руководитель ГМО Алексеева Л. В.) обобщает инновационный опыт учителей истории и обществознания города, разрабатывает приоритетные направления деятельности РМО.

В составе РМО работают проблемные группы, осуществляется стажировка учителей цикла. РМО учителей истории и обществознания организует работу с руководителями ШМО, а также со всеми учителями района.

Знакомство с деятельностью методических служб и изучение состояния преподавания истории и обществознания позволяет сделать следующие выводы:

  1. Проблематика проведенных с учителями семинаров, научно-практических конференций, консультаций отражает актуальные проблемы модернизации историко-обществоведческого образования. Примеры…

  2. В контексте современной образовательной политики обновляется содержание историко-обществоведческого образования.

  3. Серьезное внимание уделяется гражданскому, гражданско-патриотическому и правовому образованию в контексте новой образовательной ситуации, формированию толерантности как ценности поликультурного общества (Аминов А. М. – шк. № 48, Бондарева Г. Я. – г. Менделеевск, Садреев Д. Н. – гимн. № 122, Баязитов Н. Ш. – шк. 12 г. Казани и др.).

  4. На уроках и во внеурочной деятельности активнее стали использоваться различные формы организации учебного процесса и внеурочных занятий, увеличивается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Через организацию исследовательской, проектной деятельности учителя формируют поисково-информационные умения, развивают навыки самоорганизации и самообразоваия (Блохина Л.Н. – шк. 139 г., Юрлова А. Ж. – шк. 126, Алексеева Л. В. – лицей 146 Казани, Абдуллина М. М. – Актанышский район, Абдуллина Г. А., Давлеев Г. М. – Тюлячинский район и др.).

  5. На более высоком дидактическом уровне используется компьютер в учебно-воспитательном процессе (Прокофьев А. М. – лицей-интернат 7 г. Казани, учителя истории и обществознания гимназии19 и др.).

  6. Накапливается опыт работы с одаренными детьми, осваивается технология подготовки учащихся к ЕГЭ. Ежегодно отмечается активное участие школьников в олимпиадах по истории и обществоведческим дисциплинам, в различных конкурсах на республиканском и российском уровнях. Учащиеся неоднократно занимают призовые места на российских олимпиадах по истории и обществознанию (Лазарев Ю. Ю. – лицей-интернат №2, Айкин В. С., Ахметшина Т. И. – г. Наб. Челны и др.).

  7. Практически во всех школах активизировалась краеведческая и музейная работа со школьниками. Краеведение насыщается новыми сюжетами в контексте современных социокультурных реалий, на основе музеев развертывается поисково-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Так, в Аксубаевском районе состоялась районная конференция, в которой принимали участие ученые, учителя, школьники (Сулейманов Р. Х.). В гимназии № 19 г. Казани разрабатывется электронная версия школьного музея.

  8. Учителя истории и обществознания активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, делятся опытом на педагогических форумах, фестивалях (Такмовцева М.В. – гимназия №8, Хабибуллина И.И. шк. № 161). Г. Казани и др.). Алексеева Л.В. продемонстрировала необычную форму обмена опытом: показала мастер-класс для учителей по научно-проектировочной деятельности старшеклассников с последующей защитой учащимися своих проектов, посвященных проблемам молодежных субкультур в рамках мероприятия лицея: «Публичный отчет для учителей района, города, РТ, родителей и всех желающих присутствовать на данном мероприятии».

  9. Обновляется оснащение кабинетов истории и обществознания. В кабинетах лицея-интерната №7, гимназии 19 г. Казани, шк. 146 и некоторых других образовательных учреждениях имеется все необходимое для организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне: Мультимедиа оборудование, принтеры, материалы для самообразования учащихся. В кабинете истории шк. 131 г. Казани (Ленский В. В.) создал богатейшую видеотеку, в том числе по истории и культуре Татарстана.

Вместе с тем, наряду с позитивными переменами в преподавании истории и обществознания есть существенные проблемы:

  1. Слабо обновляется учебно-материальная база преподавания истории и обществознания. Многие кабинеты истории и обществознания в республике не соответствуют современным требованиям.

  2. Недостаточно обеспечены кабинеты современной справочной, учебно-методической литературой по истории и обществоведческим предметам.

  3. Ниже российских показателей результаты ЕГЭ по истории. По результатам олимпиад и ЕГЭ прослеживается недостаточная подготовленность некоторых учителей к организации работы с разноплановой информацией, что является актуальным для освоения предметов цикла.

Кроме того, мониторинг профессиональной компетентности учителей истории и обществоведческих дисциплин за последние годы показывает наиболее значимые профессиональные проблемы учителей:

  1. Недостаточная теоретическая подготовка в области преподаваемых предметов.

  2. Формальное отношение части учителей к повышению квалификации, недостаточная самостоятельность, ожидание подсказок на все случаи. Некоторые не отслеживают своевременно изменения в системе образования, имеющие отношение к преподаванию истории и обществоведческих дисциплин.

  3. Недостаточное владение аналитико-прогностическими навыками, неумение определять свои профессиональные проблемы и выстраивать самообразовательную линию. В материалах папок по ПНПО вместо анализа встречаются факты констатации теоретических положений методической темы вне практической деятельности учителя, декларативность, в качестве достижений перечисляются функциональные обязанности учителя.

  4. Слабая информационная культура части учителей.

Таким образом, в новом учебном году необходимо серьезное внимание обратить проблемам повышения профессиональной компетентности учителей истории и обществознания.

В контексте перехода России к информационному обществу актуализируются информационно-коммуникативные компетенции учителей истории и обществознания. Повышается значимость самообразования как учащихся, так и учителей, призванных развивать эти способности у школьников. «Образование на протяжении всей жизни» как педагогическое явление представляется интересным и полезным для всех категорий учителей истории и обществознания. В условиях информационно насыщенной среды важно развивать инновационные формы повышения квалификации в межкурсовой период. Поэтому необходимо обеспечение доступа учителей истории и обществознания к качественным цифровым ресурсам и инициация активного освоения ими дистанционных форм участия в методической работе, Интернет-конференциях, курсах повышения квалификации по различным предметным модулям. Эти позиции должны быть учтены при планировании работы ИМЦ с учителями данного цикла.

В системе методической работы с учителями истории и обществознания должны быть также учтены следующие вопросы:

- Система исторического и обществоведческого образования в РТ в контексте новых документов (проект Концепции ФГС общего образования второго поколения, послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г.).

- Деятельностный подход как условие личностного развития на уроках историко-обществоведческого цикла.

- Проблемы изучения региональной истории в системе историко-обществоведческого образования.

- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами исторического и обществоведческого образования

- Проблемы изучения религиоведческих вопросов (Истории религий) в рамках исторического и обществоведческого образования.

- Междисциплинарные и межкурсовые связи как фактор оптимизации исторического и обществоведческого образования.

- Проблемы обеспечения нового качества образования по истории и обществознанию.

При планировании работы секции необходимо определить ведущую идею, в рамках которой будут заслушиваться доклады и выступления учителей. По возможности можно предусмотреть выступления специалистов историков и обществоведов по теоретическим вопросам.


Литература:

Основные тенденции развития историко-обществоведческого

образования на современном этапе

  1. Бим-Бад, Б. Д. Образование в контексте социализации / Б. Д. Бим-Бад. – М., 1996.

  2. Борисюк, В. И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире /В. И. Борисюк //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №4. – С. 7.

  3. Вяземский, Е. Е. Проведение в семи федеральных округах конференций для преподавателей истории и обществознания /Е. Е. Вяземский //Преподавание истории в школе. – 2008. – №1. – С. 43.

  4. Вяземский, Е. Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации /Е. Е. Вяземский. – М., 2005.

  5. Данилов, А. А. Школьное историческое образование в России в начале XXI века /А.А. Данилов // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 6. – С. 8.

  6. Дискуссионный материал к фундаментальному ядру нового стандарта в области обществознания для общеобразовательной школы // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 4. – С. 31 - 35.

  7. Историческое образование в современной школе: альманах: вып. № 1-4/гл. ред. Е. Е. Вяземский. – М.: Русское слово, 2004.

  8. Калачев, И. Г. Школьное историческое образование в современной России: некоторые теоретические проблемы /И.Г. Калачев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – №6. – С. 16.

  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М., 2002.

  10. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. – 2008. – №1-2.

  11. Образование для XXI века: Доклад ЮНЕСКО. – М.: ЮНЕСКО, 1997.


Учебно-методическое обеспечение исторического и обществоведческого

образования

  1. Клокова, Г.В. Учебники истории нового поколения: аналитическое исследование //Эйдос:Интернет-журнал. – 2004. – 17 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0417-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

  2. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей /М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  3. Пальцева, С. В. Учебники по истории глазами педагога сельской школы /С.В. Пальцева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – №2. – С. 44.

  4. Федеральный перечень учебников, допущенных министерством образования и науки российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год. (История, обществознание).

Изучение Истории Татарстана в системе исторического образрования

  1. Вяземский, Е. Е. Теория и практика изучения национально-регионального компонента в системе школьного исторического образования как исследовательская проблема / Е. Е. Вяземский, М. Г. Цыренова // Историческое образование в современной школе: Альманах. – Вып. 3. – М.: Русское слово, 2004.

  2. Козленко, С. И. Региональный компонент школьного курса истории: теоретические аспекты /С. И. Козленко // Историческое образование в современной школе: Альманах. – Вып. 3. – М.: Русское слово, 2004.

  3. Образование как фактор национального единства и социального прогресса // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 6.

  4. Стрелова, О. Ю. Краеведение и национально-региональный компонент исторического образования: разные термины и понятия? / О. Ю. Стрелова// Историческое образование в современной школе: Альманах. – Вып. 3. – М.: Русское слово, 2004.

  5. Фокеева, И. М. Национально-региональный компонент в историческом образовании /И. М. Фокеева // Историческое образование в современной школе: Альманах. – Вып. 3. – М.: Русское слово, 2004.

  6. Фокеева, И. М. Национально-региональный компонент исторического образования: метод. Пособие для учителя /И. М. Фокеева. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003.

  7. Фокеева, И. М. Профессиональная деятельность учителей истории: региональный контекст /И. М. Фокеева // Методист. – 2002. – № 5.


Методические аспекты преподавания истории и обществознания


  1. Абдуллаев, Э. Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 23

  2. Агапов, И. Г. Учимся продуктивно мыслить /И. Г. Агапов //Библиотечка журнала « Вестник образования » .-2001.- №2.

  3. Алексашкина, Л. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания школе. – 2008. – № 5. – С. 15 – 22.

  4. Вяземский, Е. Е. Конвенция о смыслах в историческом образовании (предисловие к словарю понятий и терминов современного исторического образования) / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. – 2008. . – № 6. – С. 35 – 37.

  5. Вяземский, Е. Е. Словарь понятий и терминов исторического образования / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 1. – С. 55 -57.

  6. Вяземский, Е. Е. Словарь понятий и терминов исторического образования. Учебник истории в современном мире / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе . – 2008. . – № 10. – С. 62 – 64.

  7. Гашникова, И. Н. Активные формы работы на уроках истории / И. Н. Гашникова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 10. – С.26 –29.

  8. Господарик, Ю. П. Интернет на уроках истории / Ю. П. Господарик //Преподавание истории и обществознание в школе . – 2002. – №5.

  9. Драхлер А. Б. Зачем учителю истории Интернет /А. Б. Драхлер //Преподавание истории в школе. – 2004. – № 6. – С. 63

  10. Загладин Н. В., Козленко С. И. Роль курса всеобщей истории в формировании представлений школьников о современном мире / Н. В. Загладин, С. И. Козленко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 2. – С. 20 – 24.

  11. Интернет в гуманитарном образовании /под ред. Е. С. Полат. – М., 2000.

  12. Кинкулькин А. Т. Подводим итоги конкурс «Современный урок» / А. Т. Кинкулькин, О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 10. – С.49 –52.

  13. Козин, С. В. Информационные технологии в преподавании обществознания /С. В. Козин //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 3. – С. 26

  14. Колосков А. Г. Становление и развитие углубленного изучения истории в российской школе ХХ – начала ХХI в. / А. Г. Колосков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 2. – С.16 – 20.

  15. Лазукова, Н. Н. Использование технологического подхода в обучении истории //Преподавание истории в школе. – 2001. – №1. – С.59.

  16. Ларина Л. И. Элективные курсы по истории в профильной школе / Л. И. Ларина // Преподавание истории и обществознания школе. – 2008. – № 9. – С. 9 – 16.

  17. Лямин, С. К. Визуализированные метафоры как средство образовательной коммуникации на уроках истории и обществознания / С. К. Лямин, Д. С. Жуков // Преподавание истории в школе. – 2008. . – № 7. – С. 49 – 53.

  18. Сафронова, И. В. Использование информационных технологий в системе исторического образования / И. В. Сафронова, И. Е. Лебедев //Методист . – 2002.- №5.

  19. Смолянинова, О. Г. Мультимедиа для ученика и учителя /О. Г. Смолянинова // ИНФО. – 2002. – №2 – С. 48-54.

  20. Сологуб, С. В. Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания / С. В. Сологуб // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 6. – С.33 –38.

  21. Хропов, В. С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории /В. С. Хропов //Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 9.

Самообразование – потребность творческой личности

Авторская педагогическая программа: от замысла до реализации: метод. рекомендации / сост.: Р.Х. Гильмеева, И.В. Сафронова. – Казань: ИПКРО РТ, 2000.

  1. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ.пособие/ Е.Е.Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  2. Маркова, А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 280с.

  3. Пиняев, С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости /С. Е. Пиняев, Н. В. Андреев //Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 3-9.

  4. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999.

  5. Ситник, А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы: учеб. Пособие /А.П.Ситник. – М.: АПК и ПРО, 2001.


Олимпиады


  1. VIII Всероссийская олимпиада школьников по истории: материалы и комментарии // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 2. – С.42– 55.; 2008. – № 7. – С.17– 37.; № 8. – С.25– 37.; № 9. – С.29–42.

  2. VIII Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: материалы и комментарии // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 10. – С.30– 31.


Межпредметные связи (метод аспекты)


  1. Миронов, К. С. Литература и преподавание истории / К. С. Миронов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 6. – С.42 –47.

  2. Мушинский, В. О. Фельдмаршал Кутузов глазами писателя и историка / В. О. Мушинский // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 6. – С.39 –42.; № 7. – С.63 – 69.

  3. Элиасберг, Н. И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования / Н. И. Элиасберг. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 2. – С.56 –61.



Изучение истории и обществознания в профильной школе

  1. Баранов, П. А. Индивидуальный учебный план учащегося в системе профильного обучения истории / П. А. Баранов, С. В. Шевченко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 8. – С.46 –53.

  2. Иванова, Л. Ф. Вопросы социальной психологии в профильном курсе обществознания / Л. Ф. Иванова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 4. – С.47 –53.

  3. Обществознание в профильной школе: поурочное планирование // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 4. – С.41 –47; № 5. – С.23 –30; № 6. – С.26 –32; № 7. – С.50 –59; № 8. – С.38 –46.

Проблемы оценки качества образования

  1. Артасов, И. А. Работа с заданиями на сравнение / И. А. Артасов //Преподавание истории в школе. – 2008. – № 6. – С. 72 – 77.

  2. Варианты календарно – тематического планирования религиоведческих курсов, ориентированных на разные учебники / /Преподавание истории в школе. – 2008. – № 5. – С. 18 - 21.

  3. Журин, И. А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний учащихся / И. А. Журин // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 4. – С. 10 - 13.

  4. Зверев, В. В. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории России в 2008 году / В. В. Зверев, Я. В. Соловьев // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 10. – С. 3 – 7.

  5. Лазебникова А. Ю. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 9. – С.17 –28.; № 10. – С.16 –21.

  6. Литература и Интернет – ресурсы по ЕГЭ // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 10. – С. 24.

  7. Пигалева, Н. П. Роль кабинета общественных дисциплин в подготовке к ЕГЭ / Н. П. Пигалева // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 10. – С. 18 – 20.

  8. Сенина, О. И. Творческий практикум и рейтинговая система оценки успеваемости / О. И. Сенина // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 4. – С. 14 – 19.

  9. Теплова, Е. Ф. Три учебника – выбор за учителем «Изучение и преподавание истории религий» / Е. Ф. Теплова, О. В. Касьяненко // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 5. – С. 14 - 17.

  10. Хлытина О. М. Материалы ЕГЭ и контроль качества профессиональной деятельности учителя/ О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 6. – С.48 –54.

Гражданское образование

  1. Болотина, Т. В. Политика гражданского образования / Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 8 -10.

  2. Гутнев Ю. А. Религия и глобализация (урок обществознания в старшей школе) (окончание) / Ю. А. Гутнев, А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. . – № 7. – С. 54 – 57.

  3. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 3 - 7.

  4. Котиков, О. А. Гражданское образование и противодействие коррупции / О. А. Котиков // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С.12 -15.

  5. Кулаков, А. Е. Преподавание религиоведческого курса в школе / А. Е. Кулаков // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 5. – С. 3 - 13.

  6. Лобанов, И. А. Формирование толерантности на уроках обществознания / И. А. Лобанов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7. – С.47 –49.

  7. Прутченков, А. С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования / А. С. Прутченков // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С.11 -11.

  8. Старобинская, Г. И. Уроки толерантности: московский опыт / Г. И. . Старобинская //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7. – С.43 –46.






Похожие:

Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconФормы методической работы с учителями истории и обществознания на 2011-2012 учебный год
Руководитель рмо учителей истории и обществознания – Мищенко Л. Ф., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconАнализ методической работы школы в 2011/2012 учебном год
Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconПоложение о проведении Дня учителя истории и обществознания Общие положения
День учителя истории и обществознания проводится методическим кабинетом муниципального казённого учреждения «Отдел образования администрации...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconМуниципальное образовательное учреждение «Зареченская средняя общеобразовательная школа» Анализ методической работы школы в 2010/2011 учебном году
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconСеминар учителей истории и обществознания района. Рассматривались вопросы: «Повышение эффективности работы при подготовке выпускников к егэ» «Преподавание истории по требованиям фгос в основной общеобразовательной школе»
Мбоу сош№2 прошел семинар учителей истории и обществознания района. Рассматривались вопросы
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconАнализ работы шмо учителей естественно-научного цикла
Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconМетодическая разработка проведения единого методического дня по теме: " Система педагогического проектирования учебного занятия в условиях применении разных образовательных технологий"
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы оу, является методическая...
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconПлан работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания на 2012 2013 учебный год
План работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconПрактикум учителей истории и обществознания
Районный семинар-практикум учителей истории и обществознания Совершенствование читательской компетенции при работе
Особенности методической работы с учителями истории и обществознания в современных условиях iconПлан проведения мероприятий мобу «Саратовская сош» в рамках месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы с 21 января по 23 февраля 2013 года
Совещание зам директора по гпв с учителями физического воспитания, преподавателем-организатором обж, учителями истории по подготовке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов