Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук icon

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук



НазваниеАвтореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
страница1/3
Дата конвертации09.06.2013
Размер417.5 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
скачать >>>
  1   2   3


И.Ю. Васильев


Государство и общество в системе ценностей кубанских казаков (конец XVIII – начало XX в.)


Специальность 07.00.02.


Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.


Краснодар – 2008.

Диссертация выполнена в Кубанском государственном университете

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Матвеев Олег Владимирович


Официальные оппоненты:



доктор исторических наук, профессор Невская Татьяна Александровна



кандидат исторических наук, доцент Колесников Владимир Александрович


Ведущая организация: Краснодарский государственный университет культуры и искусств


Защита состоится 6 июня 2008 года в 12 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 по историческим наукам при Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.


Автореферат разослан « » мая 2008 г.

Ученый секретарь совета, доктор исторических наук, профессор И.А. Краснова


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.


Актуальность темы исследования.

В настоящее время количество исследований, посвящённых отдельным аспектам истории казаков Кубани, уже немало. В научный оборот введена масса источникового материала. Его уже достаточно для обобщений. Однако многие из них игнорируют такой важнейший фактор, как система ценностей.

Известный кубанский исследователь Н.И. Бондарь считает, что основными компонентами системы ценностей являются определения места человека в мире, смысл жизни, значение исторической памяти, природа и суть счастья, представления о добре и зле, личных и общественных интересах, о воздаянии за поступки людей. Кардинальное изменение в системе ценностей нарушает преемственность в обществе и провоцирует конфликт между поколениями1. По нашему мнению, система ценностей проявляет себя в исторической жизни людей в виде констант общественных предпочтений и антипатий того или иного этноса, социальной группы, отдельного человека в определённую историческую эпоху. Константы организованы в виде определённой системы, предполагающей иерархию и взаимозависимость.

Известный знаток русского Средневековья П.В. Лукин полагает, что изучение народных ценностно-психологических представлений – одно из наиболее приоритетных направлений современной исторической науки. П.В.Лукин констатирует, что в России это направление исторической науки развито пока далеко не достаточно2.


Изучение системы ценностей, её основных констант, несомненно, относится к сфере исторических исследований. Ценность есть осмысленное отношение к чему-либо, определяющая цели и поступки человека. Понимание событий, явлений и процессов невозможно без выявления предпочтений и антипатий участников исторического процесса. Предпочтения и антипатии всегда имеют место быть в ряду причин того или иного исторического события. При этом константы системы ценностей отличаются значительной устойчивостью. Трансформация этих констант – верный признак наступления качественно новой исторической эпохи.

Понимание особенностей развития казачьего социума будет способствовать определению его места в современном мире и перспектив развития.

Объектом исследования является история ценностного восприятия государства и общества казаками Кубани.

Предмет исследования – развитие системы ценностей казаков Кубани в контексте конкретных исторических реалий конца XVIII – начала XX вв.

Географические рамки работы.

Они охватывают территорию компактного проживания казаков Кубани. С конца XVIII столетия до 1860 г. это территории Черноморского казачьего войска (Черномория) и правого фланга Кавказской линии. С 1860 г. они входили в состав Кубанской области.

Хронологические рамки работы.

Работа освещает период непрерывного проживания казачества на Кубани и функционирования его социальных институтов с конца XVIII столетия до 1917 г., когда вследствие революционных событий жизнь кубанских казаков стала стремительно изменяться.

Степень изученности темы исследования.

Первые труды, так или иначе касавшиеся системы ценностей кубанских казаков, появились в дорево­люционный период.

Книга И.Д. Попко «Черноморцы в их военном и гражданском быту»3 сочинение П.П. Короленко «Черноморцы»4 являются одним из первых этнографических описаний, посвященных казакам Куба­ни. Хотя авторы и не владел научной методикой этно­графических исследований, хорошее знание реалий черноморского быта и менталитета казаков помогло ему создать весьма интересные, хотя и не лишенные дилетантизма труды.

Работы Е. Д. Фелицына и Ф. А. Щербины «Кубан­ское казачье войско 1696—1888» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска» носят фак­тографический и обзорный характер, что объясняет­ся недостаточной в тот период изученностью вопро­са. Однако количество фактов, собранных в этих книгах, весьма велико, значительна и их ценность5.

Проблематику землевладения и землепользования затрагивают статьи брошюры Л. Тмутараканского6 В.П. Колесникова7, М.И. Чулановский8. Эти работы важны для понимания социально-правовой ситуации, в которой бытовали казачьи представления о землевладении и землепользовании.

В целом для дореволюционного периода изучения казачьих ценностей характерны отставание от уровня исторической науки того времени и отсутствие правильной научной методологии. Одна­ко эти недостатки с лихвой возмещались тем, что авторы того времени сохранили для нас уникальный фактический материал. Труды авторов-казаков яв­ляют собой интересный пример этнопсихологиче­ского самопознания.

В советский период изыскания в области казачьей истории и культуры осуществлялись в узких рамках исторического материализма. Первостепенное зна­чение придавалось экономическим отношениям и социальным конфликтам.

Касаясь истории казачества XVIII - XX вв., совет­ские ученые сосредоточивали внимание на внутрен­них социальных конфликтах и экономическом раз­витии. Эти аспекты нашли отражение в классической моногра­фии В. А. Голобуцкого « Черноморское казачест­во». Здесь автор наглядно, используя цифры и факты, показал существование в рамках черномор­ского казачества двух во многом противостоявших друг другу социокультурных групп – старшины и рядового казачества9. Поздним образцом советского подхода к изуче­нию казачества является работа И.Я. Куценко «Ку­банское казачество». В основ­ном здесь затрагивается военно-аристократический эле­мент казачьего мировоззрения, который признается господствующим и практически исчерпывающим 10.

В постсоветский период интерес к исследованиям по изучению ценностных систем возрос. Во­зобновилось и всестороннее изучение ценностей кубанского казачества. На наш взгляд, наибольших успехов на этом поприще достиг Н. И. Бондарь. Одна из самых важных работ Н. И. Бондаря - «К вопросу о системе традиционных ценностей кубан­ского казачества». Это единственная известная нам работа, непосредственно затрагивающая проблему системы ценностей кубанского казачества11. Статья Н.И. Бондаря «Воины и хлеборобы» показывает наличие в культуре кубанских казаков двух миров - военного и гражданского и их ценностную неравнозначность.12.

Работа «Модель исторической картины мира Кубанского казачества», написанная О. В. Матвеевым, показывает основы, на которых держалось традиционное мировоззрение казачества: историческая память, направленная на воспитание уважения к прошлому; тесно связанные с ней представления о «своём» и «чужом» пространстве, иерархизированное восприятие времени (эмпирическое родовое, сакральное время)13. В книге О. В. Матвеева «Историческая картина мира Кубанского казачества (конец XVIII – начало XX вв.): категории воинской ментальности» обобщён и систематизирован накопленный материал, максимально полно воплощены описанные выше принципы иерархичности и ценностной наполненности казачьей картины мира14.

Большой интерес представляет работа С. А. Головановой «Региональные группы казачест­в Юга Росси: опыт системного анализа». Главная идеологема казачества со времён Запорожского войска была обозначена формулой «За Веру, Отечество и Вольность»15. Исследователь А.В. Сопов уделяет большое внимание проблеме появления казачества, его составу, казачьей этничности, казачьей ментальности16.

В работах Н.Г. Недвига освещены некоторые важные аспекты социального преломления религиозной жизни кубанцев, такие как практика вмешательства казачьих властей в жизнь церкви.17

Дискуссионной является проблема казачьего монархизма. В статье И.В. Побережникова «Казачий монархизм (по материалам фольклора казаков XVIII – XIX вв.)» особо подчёркивается восприятие казаками монарха как всеобщего сакрального отца18. Другие рассматривают его в контексте русского крестьянского и воинского мировоззрения. Среди них можно назвать кубанского казаковеда О.В. Матвеева19. Третьи склоны делать акцент на демократические традиции казачества, его стремление к самостоятельности. Характерным представителем этого направления является донской историк В.Н. Королев20.

Что касается проблемы взаимоотношений казачества и государства, то в своей монографии «Черноморское казачество в конце XVIII – первой половине XIX вв.» Г.Н. Шевченко показала, что государство долгое время сознательно способствовало формированию обособленности Черноморского казачества в первой половине XIX столетия21. В книге А.Н. Малукало «Кубанское казачье войско в 1860 – 1914 гг.» подробно описаны меры правительства по управлению войском в пореформенный период, их влияние на образ жизни казаков22. Фактический материал по проблеме идейного воздействия власти на казаков можно найти в монографии В.Е. Науменко и Б.Е. Фролова « Регалии Кубанского казачества»23.

Работа В.П. Трута «Казачество России в период революции 1917 года и на начальном этапе гражданской войны» охватывает несколько важных вопросов. На основании многочисленных данных автор пришел к выводу, что в начале XX века социальная система казачьих войск находилась в состоянии скрытого кризиса, который ещё не успел проявиться в полной мере24.

Особое внимание исследователей вызывает жизнь казачьей общины. И.В. Ивченко в своих работах показала взаимозависимость станичников (экономическую, социальную, психологическую)25.

Значимыми являются статьи кубанского специалиста по аграрной истории Северного Кавказа П.П. Матющенко26. Учёный уделяет особое внимание специфике казачьей земельной и общинной идеологии27. Работы известного кубанского историка В.Н. Ратушняка посвящены истории аграрных отношений на Северном Кавказе28. В работах описаны экономические условия эволюции казачьей системы ценностей.

К проблеме системы ценностей как таковой зарубежные и отечественные историки стали обращаться только в XX в. Одной из теоретических основ нового направления стали идеи знаменитого философа начала столетия В. Дильтея29.

Пионерами в реализации этих идей на практике можно назвать представителей французской школы «Анналов» третьего поколения, прежде всего Жака Ле Гоффа30. Наиболее значимым представителем этой школы в России является А.Я. Гуревич. Теоретической работе А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» присуще глубокое проникновение в специфику и мировоззрения средневекового человека31.

Исследования в области системы ценностей ведут и учёные других направлений. Такие, как К. Касьянова32 А.Л. Юрганов33, С.В. Лурье34. Эти исследователи уделяют особое внимание этнической специфике ценностных систем.

В целом, не смотря на проделанную исследователями большую работу, система ценностей кубанских казаков ещё не стала предметом комплексного, монографического исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью является изучение системы ценностей Кубанского казачества в контексте истории государства и общества.

В качестве задач, поставленных перед настоящим исследованием, изучение формирования ценностных представлений об обществе и государстве в казачьих войсках XVI – XVIII вв., ценностного аспекта идеологии Кубанского казачества (конец XVIII – начало XX вв.) и ценностных оснований казачьего общинного социума на Кубани в конце XVIII - начале XX вв.

Методология исследования.

Основные методологические принципы, которыми мы руководствовались при написании работы - принцип объективности и принцип историзма.

В нашей работе использовались следующие методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный и историко-генетический.

Основная черта историко-сравнительного метода – направленность на сравнение форм исторической жизни, относящихся к разным историческим периодам. Он позволяет выделять то общее, что присуще этим явлениям. Метод помогает прояснять малоизвестные аспекты их существования на основе сравнения с более изученными.

Историко-сравнительный метод оказался очень удобным для изучения системы ценностей. Он помог нам выявить важные элементы казачьей системы ценностей и понять источники и причины их появления.

Назначение историко-системного метода – выявлять взаимосвязи между явлениями исторической жизни, их иерархию и функции по отношению друг к другу. Результатом историко-системного исследования является раскрытие основных особенностей какой-либо системы, образованной историческими явлениями или процессами, её взаимосвязи с другими системами. Недостатком метода является его слабая пригодность для изучения процессов развития и эволюции системы.

Применяя историко-системный метод, мы выстроили ценности присущие Кубанскому казачеству, во взаимосвязанную, иерархическую систему. С его помощью мы установили, что наивысшей ценностью являлась принадлежность к казачеству и само войско. Высшая ценность являлась таковой благодаря вере воле и воинской доблести. Эти ценности считалось возможным реализовать только при наличии казачьей земли. Внешним ценностным ориентиром для казачества была русская монархия. Она и обслуживающее её государство была стабилизирующим фактором, обеспечивающим значимость ценностей.

Основой историко-генетического метода является описание какого либо элемента исторической действительности с точки зрения динамики его развития. Особое внимание уделяется особенностям каждого отдельного этапа развития, отдельным факторам, личностям и пр. Поэтому этот метод может эффективно применяться только вместе с другими, которые помогают исследователю раскрыть неизменные качества процесса или явления, его суть.

Используя историко-генетический метод, нам удалось установить, что наиболее полную реализацию основной набор ценностей казаков Кубани получил на заключительном этапе Кавказской войны в средине XIX в. В ранний период община, как основа казачьего образа жизни, в Черномории только формировалась. На рубеже XIX – XX вв. в ней уже развиваются кризисные явления.

В целом, набор использованных нами методов призван помочь исследовать систему ценностей дореволюционного Кубанского казачества как целостную систему, сочетавшую в своём историческом бытовании эволюцию и неизменность основных принципов.

Источниковая база исследования.

Архивные документы Государственного архива Краснодарского края, использованные в работе, можно условно разделить на две категории: материалы государственных учреждений и органов казачьего самоуправления.

В фонде 1 можно найти информацию о деятельности органов казачьего самоуправления Кубанской области, их контактах с вышестоящими инстанциями и частными лицами в XIX – начале XX вв. Поэтому здесь можно найти самую разнообразную информацию о социальной жизни Кубанского казачьего войска и регулировавших её ценностях. Фонд 249 содержит документы канцелярии наказного атамана Кубанского казачьего войска и более ранние документы канцелярии черноморского наказного атамана. В документах содержатся сведения о пожеланиях и претензиях черноморских казаков в адрес своего духовенства, конфликтам между представителями казачьей элиты и общинами, о правонарушениях в разные периоды существования Черноморского казачества35. В составе коллекции фонда 250 имеются материалы войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска, её переписка с органами местного самоуправления, частными лицами. В них можно найти информацию о стремлениях и ценностях черноморских казаков, которые просматриваются в их обращениях к властным структурам. Здесь прослеживается отношение казаков к различным аспектам социальной действительности (например, дворянскому статусу)36. Коллекция фонда 318 содержит документы первого и второго отделений войсковой канцелярии Кубанского казачьего войска. В фонде имеется богатая коллекция материалов по проблеме землевладения и землепользования (всевозможные прошения, жалобы и решения по ним)37. Документы отражают и казачьи представления, и официальную политику властей. В фонде 670 собраны материалы, посвященные истории Кубанского казачьего войска. Это мемуары полковника М.И. Недбаевского38, описания некоторых линейных и закубанских станиц, составленные на основе программы Е.Д. Фелицына39, очерк А.Д. Ламонова по истории Кавказского полка40 и другие материалы. В составе документов фонда 764 нужно особо выделить мемуары Ф.А. Щербины41. Все эти источники содержат наблюдения очевидцев о казачьей системе ценностей.

Сборник опубликованных архивных документов «Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX вв.)» содержит информацию об организации в регионе церковной жизни и правительственного контроля над ней, монастырях, православном образовании42.

В числе законодательных источников, прежде всего, необходимо отметить жалованную грамоту Черноморскому войску от 1 июля 1792. В этом документе государство постулировало традиционность и законность прямого и непосредственного контроля над войском43. В «Порядке общей пользы», документе переходного характера, составленном черноморской старшиной, оговаривается верховенство «всероссийского закона». Но при этом есть ссылка, прежде всего идеологического характера, на запорожскую традицию44.

«Положение о Черноморском казачьем войске» четко определило права и обязанности войсковых и станичных властей. Оно ясно отражает стремление центрального правительство превратить Черноморское войско в жизнеспособную, но послушную единицу общественного устройства Российской империи, укрепить внутривойсковую иерархию45. «Положение о Кавказском линейном казачьем войске» призвано было закрепить его жесткую военно-иерархическую структуру, необходимую в условиях боевых действий46.

«Положение об общественном управлении в казачьих войсках» 1870 г. 47 и «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» 1891 г. отражают процесс институционального оформления казачьей общины и , одновременно, усиление правительственного контроля над ней48.

Распоряжения войскового руководства Кубани и его отчёты императорскому правительству содержатся сведения об уровне народной нравственности и образования, сравнительного уровня криминогенности казачьего населения49, борьбе частнособственнических и общинных тенденций в землевладении50, ограничении прав иногородних51, отношению казаков к войсковым регалиям52 и т. д..

Из документов общественных организаций нужно отметить кубанских попечительств о народной трезвости, которые показывают относительно меньшую алкоголизации лиц казачьего сословия53.

Среди материалов периодической печати, прежде всего, нужно упомянуть «Кубанские областные ведомости» (в середине 60-х – начале 70-х гг. XIX вв. – «Кубанские войсковые ведомости») были официальным изданием регионального и войскового руководства. Газета уделяла жизни казачества особое внимание. Её редакция старалась сохранять и доводить до сведения читателей важные события прошлого и настоящего Кубанского казачества (воспоминания участников войн и пр.)54. Таким образом, газета была одним из инструментов формирования ценностно окрашенной исторической картины мира Кубанского казачества. В них можно найти как местные новости и описания отдельных событий55, так и научно-публицистический анализ происходящего56. Газеты «Новая зоря» и «Кубанский край» интересны сообщениями о событиях и происшествиях, поступавших из разных населённых пунктов Кубанской области57. Они отражают реалии поведения казаков. Реже в них встречается социальная публицистика58. В журнале Ставропольской епархии Русской православной церкви «Ставропольские епархиальные ведомости» можно найти сведения об особенностях религиозности кубанских казаков, их представлении о христианских добродетелях (особенно – благотворительности), религиозной составляющей казачьего монархизма59.

Статьи и рассказы П.П. Орлова дают яркую картину военного быта кубанских казаков (например, служба казаков в Закавказье). Её дополняют описания элементов станичной жизни, непосредственно связанных со службой: военной подготовки, встреч и проводов, отношения к офицерам60. Описание станицы Николаевской, сделанное Ф.Ф. Арканниковым, весьма многогранно и подробно. В описании затрагиваются особенности казачьего менталитета, его воинская специфика, уделяется внимание системе ценностей, выраженной в отношении к чужакам, одобряемым и порицаемым качествам и поступкам61.

В работе были использованы источники личного происхождения – рассказы очевидцев о прошлом и мемуары. Так, старожил станицы Новосвободной П.Я. Романенко с воодушевлением рассказал исследователю О.В. Матвееву о мерах дореволюционного казачьего общества по улучшению станичного быта, об этическом контроле за поведением жителей62. Жительница станицы Расшеватской А.С. Бовинова описали основные принципы организации казачьей семьи, основываясь на собственных воспоминаниях63.

В мемуарах казачьих офицеров А.Г. Шкуро и Ф.И. Елисеева нашла своё выражение, прежде всего, воинская составляющая системы ценностей, восприятие казаками «большего (войскового и общероссийского) мира64. Воспоминания Ф.А. Щербины65 содержат интересные наблюдения над повседневной жизнью, принципы межличностных отношений, симпатии и антипатии черноморцев середины – второй половины XIX в. Особенностью мемуаров Тимофея Ящика является то, что они написаны простым кубанским казаком, который принимал активное участие в значимых исторических событиях, таких как Первая мировая война, был близок к особе монарха66.

В песнях и легендах кубанских казаков полнее всего отразились представления казаков о воле, воинской доблести, обязанности помогать ближнему, отношениях казаков с монархом67. Вместе с тем максимально полное выражение ценностные представления казаков нашли в пословицах и поговорках68.

Научная новизна работы.

а) В истории изучения Кубанского казачества его система ценностей впервые в данной работе стала темой самостоятельного исследования. Соискатель попытался дать описание наиболее важных блоков системы ценностей Кубанского казачества. В диссертации они впервые показаны в качестве единой эволюционирующей системы.

б) Выявлено соотношение с ценностной системой важнейших явлений казачьей жизни, таких, как религия, нравственность, общинное самоуправление, землевладение и землепользование, взаимоотношение с российским монархом и государственностью. Рассмотрено взаимодействие этих элементов казачьей жизни в контексте системы ценностей. Показана эволюция данной системы. Впервые в данной работе рассмотрено взаимодействие этих элементов казачьей жизни в контексте системы ценностей.

в) В работе дано новое освещение таких феноменов исторической действительности кубанского казачества, как управление и самоуправление. Описано ценностное восприятие казаками, станичной общины, атамана, отношения с государством, восприятия своих прав и обязанностей.

д) В научный оборот введён ряд новых документов органов казачьего самоуправления, войсковой канцелярии и штаба. Они впервые рассмотрены в контексте выявления предпочтений и антипатий казаков, выяснения их жизненных целей.

Положения, выносимые на защиту.

а) Основой идеологии Кубанского казачества конца XVIII – начала XX вв. было православие. Служение ему как религиозной ценности оправдывало существование войска. Вера была стержнем духовной и нравственной жизни кубанцев. Связующим звеном между миром сакрального и общественно-политической жизни выступал казачий монархизм. Последний всё больше сближался с идеалом защиты Российской империи и её устоев. В связи с их ослаблением на рубеже XIX – XX вв. упал и престиж монарха. Служение государю обосновывало существующий образ жизни и необходимость сотрудничества с государством. Отношения с ним мыслились как взаимовыгодные, основанные на прагматичном расчёте.

б) Важнейшей ценностью для кубанских казаков дореволюционного периода было Кубанское казачество и принадлежность к нему. Существования войска нуждалось в оправдании. Ему способствовали такие ценности, как православная вера, воля, воинская доблесть. Их наличие в системе ценностей обеспечивало нормальное функционирование общества, защиту высшей ценности – войска. Значимость казачьей земли обеспечивала реализацию выше названых основных системных констант. Она считалась основой единства войска и казачьего самоуправления. Русский монарх и государственность почитались как внешняя стабилизирующая сила. Они помогали казачеству бороться с внешним врагом и сглаживать внутренние противоречия. Особенно плодотворным было сотрудничество престола и казачества во время Кавказской войны.

в) Ослабление на рубеже XIX – XX вв. значимости важнейших обеспечивающих ценностей, т. е. веры, воли, престижа военного дела способствовали появлению в системе ценностей кризисных явлений. Они выражались в социальной деградации казачьих семей, росте преступности и пьянства. Всё меньше внимания уделялось сохранению традиций и подготовке к воинской службе. Разрушалось единство казачьих общин.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Источники, приведённые в диссертации, её выводы и положения можно использовать для проведения исследований истории и культуры Кубанского казачества и сходных с ним сообществ. Кроме того, работа может помочь в составлении учебных пособий по истории Кубани и других регионов, где имеется казачье население, пособий для казачьих учебных заведений.

Отдельные положения работы могут быть применены при разработке принципов возрождения казачества, идеологической работы в казачьих войсках.

Апробация.

Работа прошла апробацию в ходе участия автора в двух ежегодных конференциях аспирантов ФИСМО Куб. ГУ, научно-практической конференции «Дворяне Юга России на службе отечеству», трёх научных конференциях, посвященных памяти Ф.А.Щербины, всероссийской конференции, посвященной проблемам и перспективам развития российского села, историкопедагогической конференции, проведенной в 2005 г. под эгидой педагогического института г. Славянска-на-Кубани. В сборниках статей, содержащих материалы конференций, сборнике «Археология, этнография и краеведение Кубани» и журнале «Голос минувшего» опубликовано восемь статей, посвященных тематике диссертации.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

  1   2   3




Похожие:

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Ульяновск 2011
Гносеологические основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогической науки и общественной практики...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconМножественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования (на примере российских немцев)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург 2008 Работа выполнена на кафедре искусствоведения
Защита состоится 20 июня 2008 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета д 602. 004. 02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность 19. 00. 07 педагогическая психология Санкт-Петербург

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconАннотация к рабочей программе по истории 5 класс. История древнего мира
Авторы: А. А. Вигасин, доктор исторических наук; Г. И. Годер, кандидат педагогических наук; И. С. Свенцицкая, доктор исторических...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconИстория россии. XX — начало XXI в. 11 класс, базовый уровень (36 ч)
Авторы: А. А. Левандовский, кандидат исторических наук; Ю. А. Щетинов, кандидат исторических наук; В. С. Морозова, кандидат педагогических...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconНовейшая история зарубежных стран 11 класс, базовый уровень (24 ч), профильный уровень (68 ч)
...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconВ. И. Уколова, доктор исторических наук; А. В. Ревякин, доктор исторических наук; М. Л. Несмелова
Авторы: В. И. Уколова, доктор исторических наук; А. В. Ревякин, доктор исторических наук; М. Л. Несмелова, кандидат педагогических...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconМария Монтессо́ри
Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук iconКвалификация Наличие ученой степени, ученого звания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов