ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ В 2011-12 УЧЕБНОМ ГОДУ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ФГОС).
«Мы живем в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня. Это уже стало аксиомой» (А.Асмолов)
В новом учебном году российская школа начнет работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Начнет этот процесс начальная школа, затем поэтапно в него войдут средние и старшие классы. Введение новых образовательных стандартов вызвано, конечно, условиями жизни. Теперь особое значение приобрела способность человека учиться на протяжении всей своей жизни, овладевая, зачастую, абсолютно новыми знаниями и умениями в самые кратчайшие сроки. Цель образования не в том, чтобы выпускник школы знал как можно больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях – и учебных, и профессиональных, и житейских. И сделать его таким – задача современного образования и новых стандартов. Основой для введения ФГОС являются: Запросы семьи, общества и государства; Концепция духовно-нравственного воспитания; Фундаментальное ядро содержания общего образования. Особенностями ФГОС являются: Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор. Стандарт отвечает запросам семьи, общества, государства. Стандарт РЕГЛАМЕНТИРУЕТ: 1) требования структуре ООП ступени, 2) к условиям реализации ООП 3) к результатам освоения ООП Стандарт НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ содержание образования, учебный план, учебные программы по предметам, … Системно – деятельностный подход. Школа должна давать знания не ради самих знаний, она должна развивать умения пользоваться этими знаниями в жизни. В ребенке необходимо развить различные компетенции - освоенные и сознательно применяемые способы деятельности. Освоенные знания – это знания, которые ребенок сделал СВОИМИ, он их пропустил через свою деятельность. В Стандарте отражены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Особое место в Стандарте отводится внеурочной деятельности, которая способствует достижению перечисленных результатов. Она должна проводиться по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное направление; художественно-эстетическое направление; научно-познавательное направление; военно-патриотическое направление; общественно полезная деятельность; проектная деятельность.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Портрет выпускника начальной школы выглядит следующим образом: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Нормативные документы введения ФГОС: письмо Министерства образования Московской области от 01.07.2011г. № 5911-06о/07 «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012 учебном году»; приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказ Минобрауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993), приказ Управления образования Администрации г.о. Электросталь Московской области «Об организации учебных занятий в 1-х классах в 2011-2012 учебном году» № 413 /5 – о от 09.09.2011 г.
Требования к организации работы: Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели. Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов с 20.02.12 по 26.02.2012 г. 5-дневная рабочая неделя с максимально допустимой недельной учебной нагрузкой 20 часов». Ступенчатый режим учебных занятий для первоклассников с постепенным наращиванием учебной нагрузки: сентябрь, октябрь (адаптационный период) - 3 урока 35 - минутной продолжительности; со 2-й четверти – 4 урока 35 минутной продолжительности. Со второго полугодия занятия проводятся по учебному плану - 4 урока 45 минутной продолжительности. Домашние задания в 1 классе не задаются. Оценка знаний первоклассников - качественная. При организации учебного процесса соблюдается повышение двигательной активности первоклассников (динамические паузы на 10-й и 25-й минуте каждого урока; возможность смены деятельности, использование приемов самомассажа и зрительных тренажеров). В рамках преподавания предмета «Ознакомление с окружающим миром» предусмотрено увеличение количества часов в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения и ОБЖ. Внеурочная деятельность проводится ежедневно в соответствии с приложением к договору с родителями и расписанием занятий первоклассников (один из двух часов с двигательной активностью.) по следующим направлениям:
Виды |
Наименование кружка, секции и т.п. | Количество часов в неделю по выбранному кружку, секции и т.п. | Спортивно-оздоровительная деятельность | «Путешествие в страну Здоровья» | 2 | Игровая деятельность | «Игровая студия» | 2 | Познавательная деятельность | «Разминка для ума» | 1 | Досугово – развлекательная деятельность | Клуб «Познай себя» | 2 | Духовно-нравственная деятельность | «Ступени мудрости» | 1 | Художественное творчество | «Город мастеров» | 1 | Проектная деятельность | «Мои первые проекты» | 1 | ИТОГО |
| 10 | |