Содержание Введение Теоретическая часть icon

Содержание Введение Теоретическая часть



НазваниеСодержание Введение Теоретическая часть
Дата конвертации30.05.2013
Размер335.03 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


МОУ Чурапчинская общеобразовательная школа №2


КРИЗИС ЧТЕНИЯ И ПРОЕКТ «КЛАССНАЯ БИБЛИОТЕКА»


Работа учителя русского

языка и литературы

ЧСОШ №2

Поповой Дарины Сергеевны


Содержание


Введение………………………………………………………………………..3


Теоретическая часть:

1 глава – Проблема детского чтения…………………………………………..4

2 глава – Как проводят свободное время подростки?......................................6

3 глава – Вред бесконтрольного использования компьютера…………….....9

4 глава – Читательский выбор молодёжи……………………………………..11


Практическая (исследовательская) часть :

5 глава – Кризис чтения в Чурапчинской средней общеобразовательной школе №2………………………………………………………………………..13

6 глава – Проект «Классная библиотека»……………………………………..17


Заключение……………………………………………………………………..20


Список литературы...........................................................................................21


Введение


Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с информацией, но и многое другое. Однако и сегодня в основе грамотности, как её фундаментальная основа, лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Мы думаем, что для нынешних учеников самое главное – это успешно сдать ЕГЭ, а для этого необходимо много читать.

Итак, актуальность работы заключается в том, что именно кризис чтения мешает современным выпускникам успешно сдавать ЕГЭ не только по русскому языку и литературе, но и по всем предметам (ЧТЕНИЕ→ грамотность→ хороший результат ЕГЭ).

Цели работы: 1. изучить проблему кризиса чтения вообще;

2. изучить данную проблему среди учащихся ЧСОШ №2 и среди учащихся 7 класса;

3. предложить путь преодоления проблемы чтения в 7 классе в виде проекта «Классная библиотека».

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической (исследовательской). Теоретическая часть состоит из 4-х глав:

1 глава – Проблема детского чтения

2 глава – Как проводят свободное время подростки?

3 глава – Вред бесконтрольного использования компьютеров

4 глава – Читательский выбор молодёжи.

Практическая (исследовательская) часть состоит из двух глав:

5 глава – Кризис чтения в Чурапчинской средней общеобразовательной школе №2

6 глава – Проект «Классная библиотека».


Глава 1. Проблема детского чтения.



В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Тема, ставшая предметом спекуляций целого ряда СМИ: «Заменит ли компьютер книгу?», «Идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации», «Дети совсем перестали читать» - эти и другие подобные высказывания, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать широкую общественность и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения.

Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно. Прежде всего, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Как же иначе объяснить тот факт, что в последнее десятилетие не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения? В благополучной Европе, например, в Великобритании, в 1994г. такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идёт падение навыков чтения детей и подростков. Данные, полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний учащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. В последние годы и в Германии также «были в состоянии шока» (по выражению самих немцев) от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юных немцев.

Мы, тем не менее, в состоянии шока не находимся хотя бы потому, что результаты последнего международного исследования PISA, проведённого в 2000 г., когда Россия впервые приняла участие в нём, так и не стали достоянием широкой общественности. В нём оценивались результаты обучения – грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент исследования, проведённого в 2000г., был сделан на навыках чтения. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла в нём 28-е место. Конечно, мы можем говорить о том, что эти тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но, тем не менее, сегодня мы, как и ранее англичане или немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять для того, чтобы срочно принять меры.

Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Глава 2. Как проводят свободное время подростки?»


В каких формах проводят свободное время российские подростки? Ответ на этот вопрос был получен в ходе специального исследования. В частности, были проведены два массовых опроса, где респондентами выступили российские школьники в возрасте от 10 до 17 лет. Первый опрос проводился в 1998 году (1013 чел.), второй – в 2005 году (994 чел.). В обоих случаях задавались сходные вопросы, что позволило проследить изменения, происшедшие за 7 лет. Основные результаты сводятся к следующему.

В 1998 году наиболее распространенных форм проведения свободного времени подростками выглядело так: просмотры телепередач (76,7%), прослушивание аудиозаписей (69,6%), встречи с друзьями (67,4%), просмотры видеозаписей (51,7%), чтение книг (49,1%). Семь лет спустя список выглядел иначе. На первом месте остались теле просмотры (74,2%). Остальные позиции изменились: встречи с друзьями (71,7%), прослушивание аудиозаписей (55,4%), чтение газет и журналов (52,8%), компьютерные игры (44,9%).

Обнаружилось, что на досуге подростки стали гораздо меньше читать книги. Если в 1998году 49,1% подростков отмечали, что в свободное время читают книги, то в 2005 году эту позицию отметили лишь 18,1%. Это наиболее заметное и тревожное изменение.

Впрочем, снижение числа подростков, читающих на досуге книги, ещё не означает отказа от чтения вообще. В исследовании также обнаружилось, что выросло число подростков, читающих газеты и журналы – с 36,2% в 1998 году до 52,8% в 2005 году.

Распространено мнение, что подростки стали больше проводить времени у экрана, будь то экран телевизора, компьютера или кинотеатра. Исследование показало сложный характер этих изменений. Однозначного ответа здесь нет. В самом деле, число подростков, отметивших что на досуге они смотрят телевизор, немного снизилось: с 76,7% в 1998 году до 74,2% в 2005 году. Заметно уменьшилось число тех, кто проводит досуг, просматривая видеозаписи, - с 51,7% до 40,8%. В то же время возросло число подростков, посещающих кинотеатры – с6,0% до 21,1%, проводящих время в Интернете – с 4,6% до 12,2%, играющих в компьютерные игры – с 29,3% до 44,9%.

Зафиксированы изменения в обращении на досуге к аудиальным медиа. Так, заметно уменьшилось число подростков, слушающих в свободное время магнитофон, проигрыватель, плеер – с 69,6% до 55,4%. В то же время увеличилось число тех, кто на досуге слушает радио – с18,35% до 37,8%. Не исключено, что эти изменения указывают на быстрый темп развития радиовещания, прежде всего музыкального, и юные слушатели легче находят в радиоэфире понравившиеся песни, чем это было в 1998 году, причём находят их бесплатно.

Как известно, подростки любят общаться по телефону. Число респондентов, отметивших, что проводят свободное время, разговаривая по телефону, возросло за семь лет – с 33,1% до 43,7 %. Данный факт объясняется, по меньшей мере, двумя факторами: с одной стороны, более активной телефонизацией, проводившейся в стране в последние годы, установкой домашних телефонов, а с другой – быстрым распространением мобильной связи. Редкий молодой человек и редкая девушка не имеют нынче мобильного телефона.

В зоне «немедийных» форм проведения досуга также обнаружены изменения. Несколько возросло число подростков, которые проводят свободное время с друзьями – с 67,4% до 71,1%. Напротив, немного, в пределах статистической ошибки, уменьшилось число тех, кто отметил, что «встречается со своим мальчиком, со своей девочкой» - с 32,1% до 28,8%, «проводит время с родителями, другими взрослыми» - с 27,6% до 25,4%, «ходит в театры, на концерты, в музеи» - с 15,6% до 15,0%. Заметно меньше стало число подростков, посещающих кружки, секции – с 36,6% до 30,1%.

Снижение интереса к чтению книг на досуге имеет, конечно, множество причин, и тенденция эта наблюдается не только в России. Она обусловлена, прежде всего, развитием новых информационных технологий, распространением Интернета и других современных средств информации. Однако именно в России, так пока и не оправившейся после глубочайшего кризиса 1990-х, наблюдается эклектичное смешение факторов, снижающих общий уровень культуры населения. Среди них отметим плачевное состояние школьных библиотек, где с начала 1990-х годов практически не пополнялись фонды, за исключением фондов учебной литературы. Столь же печально выглядит и состояние подавляющего большинства доступных для детей библиотек муниципального уровня, специализированных детских и юношеских библиотек.

Несмотря на некоторое оживление книготорговли в последние годы, слабая сеть распространения книг в глубинке не позволят её жителям покупать в необходимом количестве новые издания. Многие полезные для детей и юношества книги, издаваемые в многомиллионной России тиражом 10-15 тысяч экземпляров, быстро поглощаются в Москве и Санкт-Петербурге, но в других местах об их появлении часто даже и не подозревают. По данным Российской книжной палаты, средний тираж книг и брошюр для детей и юношества в Российской Федерации составил в 2004 году 17,6 тысяч экземпляров.

Почему для подростков возросла значимость газет и журналов? Эта тенденция начала проявляться ещё с середины 1990-х годов. Она также обусловлена несколькими факторами. Во-первых, пресса в отличие от книг доступна как физически (её продают в киосках повсеместно), так и по цене. Во-вторых, она состоит из коротких и лёгких для чтения материалов. В-третьих, и это главное, содержание газет и журналов ,читаемых подростками, в большей степени удовлетворяют потребности последних, чем телевидение или радио при сравнительно ограниченных возможностях доступа в Интернет. Простой пример. Среди важнейших проблем молодёжи - проблема самоопределения ,выбора профессии, выбора высших или средних специальных учебных заведений после окончания школы. Ни телевидение, ни радио эти потребности удовлетворить не могут и не проявляют в этом ни малейшей заинтересованности.

Эти аргументы позволяют понять, почему происходит снижение значимости для подростков и самого телевидения. От многофункциональности, о которой писали в 1970 – 80-е годы, телевидение в России ушло в упрощённую, уплощённую рекламно-коммерческую развлекательно- информационную модель, далёкую от реальных интересов российского общества и слабо связанную с потребностями подростков. Да, собственно, и телепрограмм для подростков не развлекательного характера чрезвычайно мало. Появление и распространение Интернета создаёт для телевидения крайне неудобное положение, из-за того, что крупный рекламодатель охотится за молодёжной аудиторией, а именно она-то и склонна уходить от телеэкрана в Интернет. Но инерция рекламно-коммерческой модели велика, и, скорее всего, стремление к максимизации прибыли от рекламы станет причиной ещё большего падения престижа самого телевидения.


Глава 3. Вред бесконтрольного использования компьютера


Использование компьютеров в обучении и воспитании детей коренным образом изменяет привычные формы их учебной и досуговой деятельности. При работе с компьютером возрастает не только психоэмоциональное напряжение, но и доля статических нагрузок на форме значительного увеличения объёма предъявляемой школьникам информации, при этом ещё более выраженной становится гипокинезия.

Зрительное восприятие информации с компьютера имеет свои особенности:

- при работе с бумажным носителем информации в глаз поступает отражённый свет, а при работе с компьютером глаз воспринимает самосветящиеся объекты;

- изображение на экране монитора дискретно (50-70 Гц и выше);

- необычный контраст между фоном и символами на экране монитора;

- символы на экране не имеют такой чёткости, как печатный текст;

- символы на экране часто имеют непривычную форму;

- расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий чтения печатного текста;

- фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз.

Работа подростков с компьютерами влияет на здоровье и функциональное состояние детей. Это проявляется, прежде всего, астенопией (зрительные симптомы: пелена перед глазами, неясные очертания предмета; глазные симптомы: ощущение усталости глаз, дискомфорт и боль), которую отмечают от 40 до 92% пользователей, а ежедневно – от 10 до 40%. Тревога, раздражительность, подавленность отмечается в 25 – 70% случаев. Работа за компьютером способствует перенапряжению нервномышечного аппарата рук, появлению неблагоприятных реакций центральной нервной системы и зрительного анализатора. При этом функциональное состояние организма после занятий с компьютером зависит от возраста: у половины детей 7-9 лет функциональное состояние ухудшается, а у детей 10-13 лет это наблюдается в 35% случаев, а у 16-18тилетних – в 28% случаев. Выраженные неблагоприятные сдвиги показателей функционального состояния организма детей отмечается и после досуговых занятий с компьютером: по показателям критической частоты слияния мельканий, объёму аккомодации и зрительно-моторной реакции в 53% случаев, неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы также отмечается более чем у половины детей ,а выраженное утомление развивается в 46 % случаев. При этом худшие показатели регистрируются после компьютерных игр по сравнению со смешанными типами занятий. Необходимо также помнить, что жестокие игры могут оказывать негативное влияние на психику ребёнка и возбудить в нём агрессию.

Излишняя популярность компьютерных развлечений и влияние их на детей и подростков давно вызывает тревогу врачей. С одной стороны, они тренируют внимание, логику и реакции. С другой стороны, отрывает детей от реальной жизни. По данным Американской медицинской ассоциации, опасность психических заболеваний грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2 часов в день. Сегодня многие специалисты и медицинские сообщества считают, что компьютерная зависимость должна быть включена в официальный список психических отклонений.

Отрицательные последствия использования компьютеров особенно выражены у детей, имеющих заболевания глаз. Так, у детей, страдающих близорукостью, после 30-минутной непрерывной работы на компьютере коэффициент утомляемости аккомодационного аппарата составляет 9,1%, а у детей с нормальным зрением – 2,4%.

Как показывают результаты наших исследований, непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора на экране монитора компьютера, на уроке не должна превышать: для обучающихся в 1 – 4 классах – 15 минут; в 5 – 7 классах – 20 минут; в 8 – 9 классах – 25 минут; в 10 – 11 классах – на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут. При работе с компьютером для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (правильное размещение и организация рабочего места, профилактическая гимнастика и в том числе для глаз).

Наиболее благоприятны для чтения с экрана цветовые сочетания: синие знаки на жёлтом фоне, красные знаки на зелёном фоне, жёлтые знаки на синем фоне, чёрные знаки на зелёном фоне.

Таким образом, можно констатировать, что бесконтрольное использование компьютеров в процессе воспитания, обучения и досуговой деятельности детей способствует ухудшению функционального состояния подростков, развитию у них утомления и переутомления, психологической зависимости, а также развития преморбидных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, а также глаз. Чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского организма, способствует гармоничному развитию подрастающего поколения.


Глава 4. Читательский выбор молодёжи


Накопленный исследователями и педагогами материал о читательских предпочтениях подростков достаточно обширен, и узловые точки – любимые жанры ,темы, типы литературы – обозначены в ряде публикаций. Это детективы, комиксы, фэнтези, книги о путешествиях и других странах, о ребятах-сверстниках, о войне, о любви, о природе и животных… Отмечается также возрастающий интерес к периодике, в основном к глянцевым и гламурным молодёжным журналам.

Наиболее предпочитаемыми в подростковой среде являются следующие три жанра:

- «фантастика» - 41,2%;

- «приключения» - 34%;

- «мистика» - 32,3%.

Характерно, что популярность именно этих жанров с возрастом значительно снижается. Так, если в 7-м классе фантастику предпочитают 54,2%, то в 11-м классе – 34,0%; приключения, соответственно: 38,6% и 29,7%; «мистику, ужасы»: 39,8% и 25, 0%. Параллельно с возрастом увеличивается популярность таких жанров, как философский, исторический, психологический роман и трагедия.

Более детальный анализ жанровых предпочтений показывает, что с возрастом происходит явная переориентация как юношей, так и девушек от чтения литературы приключенческих жанров, связанных с «вымышленной реальностью» (фантастика, мистика, приключения, сказки), на романные жанры (философский, исторический, психологический романы; мемуары), где художественные события разворачиваются как «жизненные реалии».

Чтобы не повторять уже известное, мы попробовали выяснить читательские приоритеты группы через конкретный набор авторов и книг, которые запомнились подросткам и произвели на него сильное впечатление, о которых они вспоминают и думают. В итоге получен список авторов и названий, включающий 396 позиций. Значительную часть этого перечня составляет, разумеется, программная литература. Ответы типа: «Пушкин», «Толстой», «Маяковский», «Отцы и дети», «Гроза» можно отнести к «образовательному спаму». Дети всё-таки видят в любом, даже самом опытном интервьюере, взрослого, а следовательно, наставника и контролёра и немедленно демонстрируют то, что требуется в данный момент педагогами и школьной программой.

Что касается другой, «индивидуализированной» части списка, то книгу лидера угадать не трудно. Это, конечно, серия о Гарри Поттере. Причём ни один другой автор или название не могут сравниться с этим читательским бестселлером по числу упоминаний – каждый четвёртый ответ. Такая высокая концентрация интересов весьма необычна: подобные списки ,получаемые в ходе социологических опросов, отличается, как правило, большим разбросом, а книги-лидеры собирают не более 10-12% голосов. Феномен Гарри Поттера безусловно заслуживает самостоятельного культурологического анализа. Но пока отметим, что произведения Дж. Роулинг точно соответствуют тем достаточно жёстким требованиям, которые наши респонденты предъявили к «своей» литературе. Она должна быть «приключенческой» - 53% опрошенных, «фантастической, волшебной» - 50%, «весёлой и смешной» - 46%.

«Детская библиотека» города Якутска провела акцию «Лучшая книга всех времён и народов» и выяснила самые популярные и читаемые книги якутской, русской и зарубежной литератур. Оказалось, что из зарубежной литературы ребята предпочитают книги про Гарри Поттера Джоана Роулинга. Также выяснилось ,что у мальчиков первое место занимает Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин колец» ,а девчонкам более по душе книги о любви: Вера и Марина Воробей «Мой первый роман», Жаклин Уилсон «Секреты», «Девочки гуляют допоздна».

Из русской литературы ребята читают произведения классиков.

Из якутской литературы молодёжь выбрала произведение «Дьикти саас» Далана.

В ходе исследования выяснилось, что вошло в моду читать произведения зарубежных писателей. Среди читающей молодёжи спросом пользуются такие книги как Эрин Хантер «Коты-воители», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джорджия Бинг «Молли Мун и волшебная книга гипноза», «Молли Мун останавливает время», Пауло Коэльо «Алхимик», Патрик Зюскинд «Парфюмер», «Повесть о господине Зюммере»


Глава 5. Проблема чтения в Чурапчинской средней общеобразовательной школе №2


В исследовании проблемы чтения в Чурапчинской средней общеобразовательной школе №2 мы использовали форму работы в виде опроса. Использовали 4 варианта опроса. Объектом исследования стали учащиеся с 5-11 классы.

Опрос №1. Как проводишь свободное время?

В данном опросе всего приняли участие 100 учеников нашей школы. Были предложены следующие варианты ответов:

Как проводишь свободное время?

1. читаешь книги;

2. компьютер, Интернет;

3. TV, DVD

Полученные результаты можно предложить в виде такой таблицы:


Варианты ответов

5 кл

6 кл

7 кл

8 «а»

8 «б»

9 кл

10 кл

11 кл

Итого

Читаешь книги

8

2

3

6

2

9

2

0

32

Компьютер, интернет

7

6

14

9

6

12

6

9

69

TV, DVD

9

2

9

6

7

11

7

3

54

Всего было опрошено:

13

9

19

11

8

18

12

10

100



Таким образом, из ста опрошенных свободное время проводят за компьютером и Интернетом - 69 человек, смотрят телевизор и DVD – 54 человек, читают книги – 32. Не читают 68 человек из 100 (многие выбрали несколько вариантов сразу). Если посмотреть результаты по классам, то получится: в 5 классе читают: 61,5%, 6кл – 15,5%, 7кл – 15,7%, 8 «а» - 54,5%, 8 «б» - 25%, 9кл – 50%, 10кл – 16%, 11кл – 0

Отсюда следует, что 1 место – 5 класс

2 место – 8 «а» класс

3 место – 9 класс




Опрос №2. Что предпочитаешь читать?

В данном опросе всего приняли участие 100 учеников нашей школы. Были предложены следующие варианты ответов:

1. исторические книги

2. фантастика

3. художественные романы

4. журналы, газеты

5. научная литература

Полученные результаты можно предложить в виде такой таблицы:


Варианты ответов

5кл

6кл

7кл

8 «а»

8 «б»

9кл

10кл

11кл

Итог

Исторические книги

4

0

6

4

2

7

0

0

23

Фантастика

7

7

8

5

1

5

4

2

39

Художественные романы

1

0

2

2

1

7

3

0

16

Журналы, газеты

4

1

9

7

6

13

7

4

51

Научная литература

3

1

1

2

1

4

2

2

16


Таким образом, мы видим, что 1 место – журналы, газеты -51

2 место – фантастика – 39

3 место – исторические книги - 23

4 место – художественные книги - 16

4 место – научная литература – 16


Опрос №3. Что читаешь из периодики?

Данный опрос помог нам выяснить какие издания периодики читают ученики и какие из них являются самыми популярными. Из предыдущего опроса мы видим, что периодика – самая читаемая. Мы проанализировали ответы тех учеников, которые выбрали ответ «Газеты, журналы» из опроса №2, но не все указали, что именно они предпочитают из периодики. Результат получился следующий:


Название

5кл

6кл

7кл

8 «а»

8 «б»

9кл

10кл

11кл

итого

место

1. «Кэскил»

2




2

3

2

1

3




13

1

2. «Сана олох»

1







2

1

3







7

3

3. «Все звёзды»




1

2










2




5

5

4. «Вокруг света»







2
















2




5. «Yes!»







2




2




3




7

3

6. «Cosmopolitan»







1




2

2







5

5

7. Комиксы







1
















1




8. «Кыым»










1

2

3

3




8

2

9. «Эдэр саас»










1




1

1




3




10. «Хардыы»










1













1




11. «Саха сирэ»










1




1

1




3




12. «Байанай»










3

2










6

4

13. «Она+»










1













1




14. «Сканворды»










1













1




15. «Якутск вечерний»













1










2




16. «Юность Севера»













1










1




17. «Glamour»













2










3




18. «Маруся»













1










1




19. «Ургэл»













1










1




20. «Саха ыала»
















1







1




21. «GEO»
















1







1




22. «Орто дойду»



















1




1




23. «Якутские спортсмены»



















2




2




24. «За рулём»






















1

1




25. «Playboy»






















1

1




Таким образом, 1 место – «Кэскил»;

2 место – «КЫЫМ»;

3 место – «Сана олох», «YES!»

4 место – «Байанай»;

5 место - «Cosmopolitan», «Все звёзды».


Опрос №4. Сравнение отношений к чтению учащихся среднего и старшего звена

Данный опрос проводился с целью сравнения отношения к чтению 7 и 10 классов для выяснения возрастных изменений.

Учащиеся должны были выбрать свой вариант из следующих предложенных ответов:

1. «Мне нравится читать»

2. «Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

3. «Ненавижу читать, скучное занятие»

4. «Чтение сейчас никому не нужно».

Получилась следующая картина:


Варианты ответов

7 класс

10 класс

1. «Мне нравится читать»

7

7

2. «Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

11

6

3. «Ненавижу читать, скучное занятие»

3

4

4. «Чтение сейчас никому не нужно».

0

1

Всего было опрошено:

19

13


Этот вид опроса был проведён для того, чтобы убедиться, что у учащихся среднего звена интерес к чтению больше, чем у учащихся старших классов. Если даже посмотреть итог опроса №1:




Глава 6. Проект « Классная библиотека»

Актуальность проекта: Проблема чтения особенно актуальна сегодня потому, что все выпускники обязательно сдают ЕГЭ по русскому языку, а для того, чтобы сдать успешно ЕГЭ и поступить в ВУЗ, надо быть грамотным, а для этого надо много читать, не говоря уже об ЕГЭ по литературе.

Цели проекта: 1. развить читательские навыки, сформировать интерес к чтению, привить любовь к чтению. 2. Воспитать потребность в чтении, культуру чтения. 3.Сплотить классный коллектив. 4. Усилить нравственно-эстетическое воспитание.

Этапы работы:

1. Изучение читательских интересов – январь – февраль 2009 года

2. Создание и оформление классной библиотеки – январь – май 2009 года

3. Работа классной библиотеки – сентябрь 2009 – май 2013 гг.

4. Подведение итогов и анализ проекта - май 2013 года


1 этап проекта. Изучение читательских интересов класса

Для того, чтобы ещё привить любовь к чтению в нашем классе, мы предлагаем проект «Классная библиотека». Началом работы было изучение читательских способностей и читательских интересов класса.

В нашем классе 24 учащихся, из которых были опрошены 19 человек. 11 учеников класса любят читать, а 8 – нет. Домашнее задание по русской и якутской литературе (чтение) всегда выполняют только 3 человека, 15 читают только иногда, а 1 человек не читает вообще. Из опрошенных 19 человек на русском языке предпочитают читать 17, а 3 ученика любят читать на якутском языке.

В то же время в свободное время читают только 3 человека, 14 выбрали компьютер и Интернет, 9 из 19 любят смотреть телевизор и ДВД.

Оказалось, что в 7 классе первое место занимают журналы и газеты (9 из 19), второе место – фантастика – 8 человек , 6 – исторические книги, 2 – художественные романы, 1 – научная литература. Из периодики учащиеся 7 класса выбрали: «Кэскил», «Все звёзды», «Вокруг света», «Yes!», «Cosmopolitan» и журналы комиксов.

В анонимном анкетировании 7 человек сказали, что им самим просто нравится читать, а 11 – признались, что читают только потому, что этого требуют учителя и родители, также 3 ученика ненавидят читать и считают, что это скучно. В то же время они написали, что чтение дает человеку ум, знание, грамотность, большой запас слов, осведомлённость, полезные советы, силу, доброту, учит делать хорошие поступки, расширяет кругозор, учит мыслить, иметь свое мнение, опыт и развивает память. Отсюда следует, что учащиеся 7 класса понимают пользу чтения, никто не согласился с утверждением, что чтение сейчас никому не нужно.

Для того, чтобы изучить читательский интерес класса, мы задали два вопроса: 1. Что ты читал в последний раз (напиши название книги, журнала или произведения).

2. Что бы ты хотел прочитать? (Назови конкретно название книги, журнала или произведения).

Ответы были такие:

1. Что ты читал в последний раз (напиши название книги, журнала или произведения):

- А.П. Чехов «Хамелеон» - 4 человека

- Газета «Кэскил» - 4 человека

-Журнал «Yes!» - 4 человека

- Журнал «Урдэл» - 2 человека

- Газета «Сана олох»

- Газету «Она+»

- Журнал «Дом2»

- Комикс «Микки Маус»

- «Торообут литературабыт»

- «Полная хрестоматия по литературе. 7 класс» - летом

- Книга «Мир животных»

- Сказка «Дикие лебеди»

- Энциклопедия

- «Пугало гуляет в полночь»

2. Что бы ты хотел прочитать? (Назови конкретно название книги, журнала или произведения):

- журналы – 7 человек («Шрек», «Человек Паук», «Marvel», «Yes!»

- интересную энциклопедию – 3 человека

- «Гарри Поттера» - 2 человека

- «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого

- газету «Дайыы»

- художественную книгу

- фантастику

- книгу о том, как люди стали знаменитыми

- «Кэскил»

- Комиксы

- какой-нибудь роман

- «Чучело и страшные истории»

- книгу про мистику, ужастик.

Из ответов примерно видно, какие произведения, журналы, жанры интересуют учеников 7 класса.


2 этап проекта. Создание и оформление проекта

Для оформления «Классной библиотеки» мы сделали макет шкафа и отдали в УПК.

Классная библиотека будет состоять из 3-х разделов:

  1. Периодика – газеты и журналы, интересующие учеников

  2. Программная литература – будет обновляться каждый год, содержит программные произведения по русской и якутской литературе

  3. Любительская литература («передвижная библиотека» - книги учителя и книги самих учеников. Дети приносят из дома понравившиеся книги, читают в классе, обсуждают, предлагают и передают друг другу).


Виды и формы работ:

Работа библиотеки ведётся в следующих направлениях:

- обязательное коллективное чтение

- конкурс чтецов

- конкурс сочинений, стихотворений

- конкурс переводов с якутского на русский и наоборот

- выставка «Лучшая иллюстрация»

- выставка самодельных книг (брошюр)

- конкурс «Лучший чтец года». Для этого рекомендуется вести дневник, где записывается дата, название книги, отзыв.

Призы и подарки – только книги.

Ответственные за работу: библиотекари и классный руководитель.

Учащиеся читают во время перемены и после обеда в неделю один раз, также во время обеденного перерыва.

Таким образом, мы думаем привить навыки чтения учащимся 7 класса.


Заключение


В итоге мы можем сказать, что большинство подростков предпочитают компьютер, Интернет, TV, DVD. Если так и дальше будет продолжаться, то мы скоро можем забыть про книги. Может ли компьютер, Интернет, TV, DVD дать знание как книга? Думаем, что нет, хотя бы потому, что можно констатировать, что бесконтрольное использование компьютеров в процессе воспитания, обучения и досуговой деятельности детей способствует ухудшению функционального состояния подростков, развитию у них утомления и переутомления, психологической зависимости, а также ухудшения состояний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, а также глаз. Чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского организма, способствует гармоничному развитию подрастающего поколения.

Нельзя также утверждать, что нынешнее поколение совершенно не читает. Накопленный исследователями и педагогами материал о читательских предпочтениях подростков достаточно обширен, и узловые точки – любимые жанры, темы, типы литературы – обозначены в ряде публикаций. Это детективы, комиксы, фэнтези, книги о путешествиях и других странах, о ребятах-сверстниках, о войне, о любви, о природе и животных… Отмечается также возрастающий интерес к периодике, в основном к глянцевым и гламурным молодёжным журналам.

В анонимном анкетировании среди учащихся 7 класса 7 человек сказали, что им самим просто нравится читать, а 11 – признались, что читают только потому, что этого требуют учителя и родители, также 3 ученика ненавидят читать и считают, что это скучно. В то же время они написали, что чтение дает человеку ум, знание, грамотность, большой запас слов, осведомлённость, полезные советы, силу, доброту, учит делать хорошие поступки, расширяет кругозор, учит мыслить, иметь свое мнение, жизненный опыт и развивает память. Отсюда следует, что учащиеся 7 класса понимают пользу чтения, никто не согласился с утверждением, что чтение сейчас никому не нужно. И если правильно направить и помочь семиклассникам развить в себе читающего, соответственно, грамотного человека, то, может быть, в 11 классе будет больше читающих детей и успешно сданных ЕГЭ.


Список литературы


1. «Русский язык и литература» - №4, 2006 г., стр.27

2. «Школьная библиотека» - №5, май 2007 г, стр.15

3. «Школьная библиотека» - №8, октябрь 2003 г., стр.46

4. «Школьная библиотека» - №9 -10, ноябрь – декабрь 2007 г., стр. 81

5. «Школьная библиотека» - №9 -10, ноябрь – декабрь 2007 г., стр. 98





Похожие:

Содержание Введение Теоретическая часть icon10 класс Зачет №3 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений» Теоретическая часть

Содержание Введение Теоретическая часть iconСодержание введение глава Теоретическое обоснование Глава Экспериментальная часть работы Заключение библиографический список Приложение введение
Не более 45 минут в день. В выходные дни – 1 час 45 минут. Если при этом дети прерываются каждые 15-20 минут, то это вполне отвечает...
Содержание Введение Теоретическая часть icon11 класс Зачет №2 по теме: «Степени и корни. Степенные функции» Теоретическая часть

Содержание Введение Теоретическая часть iconТеоретическая часть
Задание Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?
Содержание Введение Теоретическая часть iconТеоретическая часть подчеркните правильные варианты ответов
Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
Содержание Введение Теоретическая часть iconСроки аттестационного периода 2012г
Обязательный экзамен по физической культуре в IX классе: теоретическая и практическая часть – 8 июня (пятница)
Содержание Введение Теоретическая часть iconВнеурочная деятельность (вторая составляющая часть учебного плана)
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки используется на введение учебных курсов, обеспечивающих...
Содержание Введение Теоретическая часть icon10 класс Зачет №1 по теме: «Тригонометрические функции» Теоретическая часть
Вывод 16-ти формул для синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа t с помощью окружности
Содержание Введение Теоретическая часть iconСодержание: Вводная часть Цель и назначение доклада Социокультурные условия территории Основная часть Общая характеристика школы Условия осуществления образовательного процесса Содержание образования Заключение Вводная часть
«Красноярская основная общеобразовательная школа» Зырянского района на основе статистической отчетности и мониторинга образовательного...
Содержание Введение Теоретическая часть icon11 класс Зачет №3 по теме: «Показательная и логарифмическая функции» Теоретическая часть
При каком значении а прямая делит площадь фигуры, ограниченной линиями, в отношении 1: 3?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов