Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин icon

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин



НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин
Дата конвертации15.10.2013
Размер95 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.


Федерко Маргарита Викторовна

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа №18 п. Теплоозёрск»,

(МОУ СОШ № 18 п.Теплоозёрск)


Домашний адрес:

п.Теплоозёрск

ул. Бонивура д14 кв21

телефон: 32-4-35,

89644773081.




Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон.


Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.

От школы общество ждет модель выпускника с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника, на мой взгляд, играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем.

Настало время, когда сложно представить себе школу без компьютеров. На  уроках обществознания, экономики, права, истории я использую компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Но наличие «чудо-техники» не решающий фактор - необходимо его правильно использовать.

Ведь компьютер это не замена учителя, и как бы мы не компьютеризировали урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу.

Это новый подход к процессу обучения.

Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, который учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике - работать в интерактивном режиме. Развивается мышление ученика, его психологические способности.


В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения общественным дисциплинам в сельской школе я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

  • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

В своей работе я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

На уроках истории для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. На уроках экономики - динамические таблицы и схемы. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Каждый учитель может легко освоить пакет программ из стандартного набора «Офиса».

Например, практические работы по экономике, я провожу в компьютерном классе, с использованием программы Microsoft office Excel – электронная таблица, где учащимся удобно производить расчеты. Это помогает ученикам выполнять различные задания, например:

- разработать таблицу продаж своей продукции по месяцам, с вычислением сумм, процентной доли продаж по месяцам;

- составить квартальный отчет на основании таблицы продаж с применением формул;

- производить исчисление заработной платы, налогов для работников фирмы;

- строить диаграммы на основании данных

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

Так, в старших классах  на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.

Традиционным стал урок - игра «Финансирование идей предпринимателей» (2 часа), по экономике.

Цель: развить предпринимательское мышление, деловую активность, научить составлять бизнес-план, защищать свои идеи, публично выступать.

Ход игры: 1 урок - все учащиеся разбиваются на команды по 5-6 человек, которые образуют фирмы. Каждой фирме надо за 30 минут придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара (по своему усмотрению), назначить главного специалиста, подготовить рекламу товара.

При подготовке к защите команды должны ответить на вопросы:

1. Какую продукцию вы выпускаете, или какие услуги оказываете?

2. Конкурентен ли ваш товар на рынке?

3. Ваша стратегия на перспективу?

4. В чем заключается ваша маркетинговая политика?

5. Какова платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования?

6. Расскажите о системе сбыта ваших товаров. Какова реклама?

7. Каков имидж вашей фирмы?

2 урок - на защиту отводится 15 минут. Оценивается проект (каждый вопрос) по 10 балльной системе. Команда, набравшая наибольшее число баллов, получает «финансирование». Ребята все чаще для рекламы и обоснования рынков сбыта своей продукции стали использовать презентации (MS PowerPoint), используют музыкальное сопровождение, делают фонограммы. Такие уроки проходят наглядно, интересно, никто не остается в стороне.

Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

  1. постепенно складывается личная «медиатека»;

2. возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное;

3. необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения;

4. дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

5. большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по экономике, праву и МХК.

Эксперимент в работе подталкивает меня, как учителя, к постоянному творчеству, самообразованию. Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы.

Адреса наиболее популярных образовательных ресурсов:

  • httr:/www.kraugosvet.ru/

  • httr:/ru.wikipedia.org

  • httr:/www.ucheba.com/

  • httr:/www.rubrikon.kom/

  • httr:/www.school.edu.ru/

  • httr:/www.informika.ru/text/index.htmi

  • httr:/www.gramota.ru/

Например, на уроках истории (темы по культуре) невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Это виртуальная коллекция произведений искусств – www.abcgallery.com, виртуальные путешествия по Петергофу, Крыму, Парижу и тд. www.kulichki.com, виртуальные путешествия по странам мира http://rurotour.narod.ru

Для уроков «Право» использую следующие сайты: законодательство и права человека www.memo.ru, институт прав человека www.un.org, информация органов государственной власти: Госдума РФ и Конституционный Суд РФ www.akdi.ru .

Сеть Интернет – это богатый источник сведений об экономической деятельности человека, фирмы, государства, об экономике России и других стран: Министерство экономического развития и торговли РФ www.economy.gov.ru , Россия и Всемирная торговая организация www.wto.ru , торгово-промышленная палата России www.tpprf.ru

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов. В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его.

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!

Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.


Литература
1. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
2. Дьяконов В.П. Internet. Настольная книга пользователя. — Москва. СОЛОН-Р, 2001.
3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. — Москва. Издательский центр «Academia», 2006.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2003.
5. Методологические проблемы и практика изучения Интернета. Сборник научных статей под редакцией А.В. Шарикова. — Москва. ВГТРК, 1999.




Похожие:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconФедерко Маргарита Викторовна Учитель истории и обществознания
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconИспользование икт на уроках английского языка
В настоящее время активное применение информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках способствует расширению образовательного...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Воспитание любви к знаниям, развитие интереса и привычки «учиться» является важным требованием в условиях современной школы
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии михайлюк Валентина Александровна. Моу «сош №18 п. Теплоозерск»
Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать,...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconЭффективное использование современных образовательных технологий, в т ч. информационно-коммуникационных в образовательном процессе (слайд 1)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconАнкета обобщения передового опыта
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на занятиях курса «Основы мировых религиозных культур»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconОценочный лист результативности профессиональной деятельности
Использование в работе современных психологических технологий, в т ч информационно – коммуникационных
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconНаименование Фамилия имя отчество
Использование информационно-коммуникационных технологий, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обществоведческих дисциплин iconНаименование Фамилия имя отчество
Использование информационно-коммуникационных технологий, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов