Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения icon

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения



НазваниеПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения
страница1/2
Дата конвертации12.07.2013
Размер489.04 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


Муниципального общеобразовательного учреждения

«Верхказанская средняя общеобразовательная школа»

наименование общеобразовательного учреждения


с. Верх-Казанка Большемуртинского района

2009

I.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ муниципального общеобразовательного учреждения «Верхказанская средняя общеобразовательная школа»  на 2009-2012 гг. 

Наименование

Программы

^ Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Верхказанская средняя общеобразовательная школа» на 2009-2012 гг.

Основание разработки Программы

– Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р;

– Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденный приказом Минобрнауки России от 15.06.2005 г. № 178. 

Основные разработчики Программы

Администрация учреждения, родительский комитет, педагогический коллектив, совет старшеклассников

Цели и задачи Программы

^ Цель Программы:

обеспечить устойчивое функционирование и развитие ОУ, создать условия для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей  в качественном образовании.

^ Задачами Программы являются:

– обеспечение доступности качественного образования;

– обновление содержания и технологий образования в соответствии с реализацией компетентностного подхода в обучении;

– повышение эффективности использования современных информационных технологий в образовательном и управленческом процессах.

Сроки реализации Программы

2009 - 2012 учебный год

Перечень разделов

Программы

I.
 Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Верхказанская средняя общеобразовательная школа»  на 2009-2012 у. г. 

^

II. Характеристика состояния и прогноз развития

III. Ключевые проблемы, над решением которых предстоит работать в течение 2009-12 учебного года

^

IV.  Концепция желаемого будущего состояния школы

V.   Цели, задачи и сроки реализации программы    

VI.  Основные программные мероприятия и ожидаемые результаты  


Исполнители Программы

Школьный коллектив (педагоги, обучающиеся, родители)

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы

Основные ожидаемые результаты реализации Программы:

  • создание условий для введения ФГОС;

  • создание условий для обеспечения подготовки к обучению в школе детей в возрасте от 4 года до 7 лет;

  • создание условий для обучения детей по программе 8 вида;

  • использование новых подходов к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

  • увеличение числа кабинетов, имеющих учебную материально-технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам.

Ответственные лица

для контактов

зам. директора  по учебно-воспитательной работе

^ Хабибулина Р. Х.. — тел. 8(39198)25-1-22;

заведующая хозяйственной частью

Ситдикова А. Р..— тел.8(39198)25-1-22

Директор ОУ

Кучева И. И.. – тел. 8(39198)25-1-22


^ II.          Характеристика состояния и прогноз развития

Информационная справка об образовательном учреждении


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхказанская средняя общеобразовательная школа» основано в 1972 году, расположено на территории Большемуртинского района Красноярского края в селе Верх- Казанка.

В школе имеется 13 кабинетов, спортивный зал, столовая, комбинированная мастерская, гараж, две лаборатории, библиотека, пришкольный участок.

ОУ работает в режиме 6-ти дневной рабочей недели, в одну смену.

В ОУ 11 классов - комплектов: 1 - 4 классы – 4 класса, 5 - 9 классы – 5 классов, 10-11 классы – 2 класса. В ОУ 109 обучающихся: 1 ступень – 35 обучающихся, 2 ступень – 54 обучающихся, 3 ступень – 20 обучающихся. Обучаются на «отлично» - 6, на «4» и «5» - 46.

Продолжительность урока – 45 минут, одна большая перемена – 30 минут, маленькие по 10 минут. Начало занятий – 8.30.


Педагогический коллектив


Всего – 18 учителей: начальных классов – 4, учителей – предметников – 14.











Родители, занимающие активную жизненную позицию, являются реальными участниками учебно-воспитательного процесса через взаимодействие с ученическим и педагогическими коллективами и проведение совместных мероприятий.


^ Анализ настоящего состояния образовательного учреждения


Высокое качество обучения и воспитания

  В целях успешного развития самостоятельности    и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышения их конкурентноспособности, введена система учета личных достижений обучающихся в форме портфолио. Это помогает систематизировать  контроль за различными видами деятельности обучающихся,  включая учебную,  внеучебную, научную, творческую, спортивную деятельность, создавать условия для индивидуальной оценки деятельности каждого обучающегося и развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.

Обучающиеся нашего учреждения принимают участие в районных, краевых конкурсах и олимпиадах, активно участвуют в федеральных конкурсах – играх.


Мероприятие

Уровень

районный

краевой

Международный конкурс «Зимние интеллектуальные игры»

Лапа Антон, 2 класс, 1 место

Хабибулина Алина, 2 класс, 1 место

Рау Андрей, 4 класс, 2 место

Борсак Ирина, 4 класс, 3 место

Тимирбаева Гузель, 5 класс, 1 место

Руденко Алина, 5 класс, 2 место

Уланова Маша, 5 класс, 3 место

Газизулина Вика, 7 класс, 1 место

Газеева Гульнара, 8 класс, 1 место

Бадакшанов Ильдар, 9 класс, 1 место

Кучев Иван, 9 класс, 2 место

Бадакшанов Ильдар, 9 класс, 2 место, Диплом победителя

Кучев Иван, 9 класс, 7 место

XXII краевая научно практическая конференция «Первые шаги в науку»

краевой

Валиулина Ильнара, 9 класс:

Свидетельство об участии в дистанционном туре краевого форума «Молодежь и наука»,

Свидетельство лауреата об участии с докладом,

Диплом победителя в номинации исследовательская работа

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

краевой

Хабибулина Алина, 2 класс, 1-2 место, диплом победителя

Математический конкурс – игра «Кенгуру» (35 участников)

районный

краевой

Ефремов Игорь, 2 класс - 1 место

Тимирбаева Гузель, 4 класс – 3 место

Гадельшин Фаим, 7 класс - 1 место

Кучев Иван, 8 класс – 1 место

Терещук Андрей, 9 класс – 1 место

Галимова Фарида, 9 класс – 2 место

Валиулина Ильнара, 9 класс – 3 место

Призовых мест нет, но трое обучающихся вошли в сотню лучших в своих подгруппах: Гадельшин Фаим, 7 класс – 45 место

Кучев Иван, 8 класс – 30 место

Терещук Андрей, 9 класс – 95 место




Районная научная конференция учащихся «Первые шаги в науку»

районный

Валиулина Ильнара, 9 класс, диплом лауреата

Районный конкурс компьютерного рисунка «Зимняя сказка»

Коротцева Ольга, 6 класс, 2 - 3 место

Муниципальный конкурс школьных театров «По мотивам сказок А. С. Пушкина»

Общешкольное 3 место

Спортивно-оздоровительный Фестиваль «Президентские состязания»

Ефремов Иван, 10 класс, 1 место в личном зачете

Первенство района по волейболу

Руденко Павел, 10 класс, награжден в номинации «лучший защитник»

3 командное место

Муниципальный конкурс познавательных проектов

Замалдинова Алсу, 2 класс, диплом победителя в номинации «авторский проект»

Зазуля Никита, 4 класс, диплом победителя в номинации «авторский проект»

Смотр-конкурс школьных агитбригад «Под крышей дома моего»

Грамота победителя в номинации «Музыкальное соло»



^ Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе

Коллектив работает над методической темой: «^ Использование современных технологий в образовательном процессе как средство повышения педагогического мастерства».

Согласно общей методической темы, учителя работают над следующими темами самообразования:

  • «Индивидуально-ориентированная система обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики»;

  • «Организация дифференцированного подхода на уроках биологии»;

  • «Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и ОБЖ»;

  • «Освоение методики проведения интегрированных уроков»;

  • «Внедрение информационных технологий на уроках математики»;

  • «Применение групповых форм работы с учащимися»;

  • «Применение ИКТ в дополнительном образовании».

Данные темы самообразования способствуют совершенствованию методики проведения учебных занятий, определяют темы курсов повышения квалификации, используются в подготовке и проведении внутришкольных семинаров, тематических педсоветов, семинаров в ММЦ, заседаний школьных методических объединений. Результатом работы над темами самообразования является участие в конкурсах, организация обмена опытом: проведение открытых уроков с последующим анализом, проведение предметных недель, семинаров.

Основными педагогическими технологиями, применяемыми в образовательном процессе являются ИКТ-технологии, здоровьесберегающие и метод проектного обучения.


^ ИКТ- технологии


Разработана и внедряется Программа информатизации.

Цель программы: Формирование опыта познавательной и практической деятельности учащихся в условиях доступности информационных ресурсов в едином информационном образовательном пространстве с выходом в мировую информационную сеть.

Для реализации программы ИСО в рамках нашего учреждения имеется следующая база:

  • телефонная линия

  • локальная сеть


Материально-техническое обеспечение:

    1. Кабинет директора:

Ноутбук - 1 шт.

АРМ (автоматизированное рабочие место) – 1 шт.

Принтер 3 в 1 (цветной струйный принтер, сканер, копир) – 1 шт.

Принтер лазерный – 1 шт.

    1. ^ Кабинет информатики:

Компьютер - 7 шт.

Ноутбук – 1 шт.

Струйный принтер - 2 шт.

Лазерный принтер - 1шт.

Лазерный принтер (3 в 1) - 1 шт.

Сканер – 2 шт.

Мультимедийный проектор – 1 шт.

Экран – 1 шт.

DVD-плейер – 1 шт.

Цифровой фотоаппарат – 1 шт.

Телевизор – 1 шт.

Телевизионная антенна – 1 шт.

Спутниковая антенна – 1 шт.

Сформирована медиатека, содержащая более 300 дисков по учебным предметам, ОБЖ, внеклассной работе, административно-управленческой деятельности, воспитательной работе, которая постоянно пополняется новыми изданиями. Учителя-предметники имеют собственные медиатеки, материалы которых применяются в учебном процессе.

Задачи: внедрить информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс; обеспечить автоматизацию управленческих и педагогических процессов; обеспечить методическое сопровождение внедрения информационных систем и технологий в учебный процесс; организовать проектную деятельность педколлектива и учащихся с использованием ресурсов информационной среды.

Были проведены следующие мероприятия: освоено применение информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, история, физика, география, английский язык, ИЗО); организован обмен информацией с другими ОУ и ММЦ через электронную почту и Интернет; организована самостоятельная работа учащихся на домашних ПК (написание рефератов, сочинений, статей, составление презентаций, участие в конкурсах); постоянно пополняется электронный банк данных информационно-аналитическими материалами; проведены обучающие семинары: Технология создания мультимедийных элементов в программе Power Point, Ресурсы Интернет, поиск информации,

электронная почта (использование), Flash-анимации; проведен семинар с использованием ИКТ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»; проводятся открытые уроки с использованием ИКТ; на базе ОУ организовано обучение основам использования ПК на базе школы; написание исследовательской работы с использованием ресурсов Интернет «Традиции и культура татар п. Верх-Казанка»; установлен постоянный выход в Интернет.

Результат: дано 210 уроков по данным предметам с использованием ИКТ (CD, презентационные слайды, работа с ПК, распечатанные материалы в программе Word не учитывались); организована регулярная связь с ММЦ, РУО, образовательными учреждениями района, обмен информацией; подготавливаются статьи учащихся в районной газете, сочинения на различные тематики, стихотворения, рефераты по биологии, истории, технологии, курсам по выбору, участие в НОУ; собран и пополняется электронный банк данных с аналитической информацией, хранение информации; 85 % педагогов освоили технологию создания мультимедийных элементов, 100 % умеют пользоваться Интернетом и электронной почтой; школьная команда по информатизации проводит семинары-практикумы, индивидуальные консультации, мастер-классы; использование сети Интернет, обмен опытом средствами электронной почты, участие в сетевых сообществах учителей-предметников, пополнение методической копилки и выставление своих разработок, участие в дистанционных конкурсах и викторинах, применение возможностей Интернет при проведении учебных и внеклассных занятий.

Основным показателем успешной реализации программы информатизации считаем количество и качество освоения ИКТ участниками образовательного процесса. Исходя из этого, отметим, что 11 учителей (61%) имеют домашние ПК, учащихся – 46 (42%). Преподавание информатики и ИКТ организовано с 1 класса: 1 - 6 классы в форме объединения дополнительного образования «Компьюша», 7 - 11 классы – учебный предмет.

Используется ИКТ и в управленческой деятельности школьной администрации, создано единое информационное поле. Это и краевая электронная база КИАСУО, делопроизводство, диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Расширяется материально-техническая база. Показателями качества освоения являются участие и победы на конкурсах разного уровня. Каждый участник образовательного процесса осознал необходимость умения использовать информационно-коммуникационные технологии в жизни.

Активную позицию по внедрению ИКТ в образовательный процесс занимает школьная творческая группа по информатизации, участие в муниципальных конкурсах имеет свои результаты: 1 место в муниципальном конкурсе «Лучшая школьная команда по информатизации», член команды входил в состав жюри и награждена Дипломом самого активного члена жюри; Благодарственное письмо МУ «Большемуртинский межшкольный методический центр» за 2 место в муниципальном конкурсе «Лучший школьный сайт» и за реализацию Проекта «Информатизация системы образования на территории Большемуртинского района». Благодаря инициативности участников школьной творческой группы по информатизации ОУ имеет свой сайт.

Учителя занимают призовые места в муниципальных конкурсах: 3 место в конкурсе «Современный цифровой образовательный ресурс» в номинации «Мультимедийная презентация» и Грамота за творчество и оригинальность в конкурсе «Современный цифровой образовательный ресурс».

Члены педагогического коллектива являются участниками педагогических сетевых сообществ, размещают свои публикации в методических копилках, имеют Свидетельство о публикации методического материала на страницах Всероссийского электронного издания СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» за мультимедийную презентацию по теме «Т. В. Ряннель. Художник Красноярского края».

Все выступления на методических объединениях, совещаниях, семинарах, педсоветах и других мероприятиях сопровождаются мультимедийными презентациями.

Педагогический коллектив инициирует участие обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах: учащийся ОУ принимал участие в конкурсе для школьников Сибирского федерального округа «Школьный Интернет» и его мультимедийный проект размещен на сайте golowwwastik.ru, ежегодно обучающиеся ОУ принимают участие в муниципальных конкурсах компьютерного рисунка и занимают призовые места, приняли участие в конкурсе цифровых фотографий «Эти забавные животные» и их конкурсные работы размещены на сайте Flamber.ru.


Название дистанционного конкурса, олимпиады, ссылка на сайт

Состав участников


http://www.desc.ru

Интернет карусель по математике для 8 классов

Учащиеся 8

http://www.desc.ru

Интернет карусель по математике для 9 классов

Учащиеся 9

http://childfest.ru/

Интернет фестиваль «Умник»

Учащиеся 7, 10, 11 класса

http://flamber.ru/ Конкурс цифровых фотографий

Учащиеся 2, 7, 8, 9 класса


Все перечисленные результаты получены благодаря имеющейся возможности использования сети Интернет и электронной почты.


^ Здоровьесберегающие технологии


Одной из приоритетных задач нашего ОУ стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Для этого:

1) создается здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;

2) рационально организован учебный процесс;

3) организуется просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;

4) проводится методическая работа с педагогами, направленная на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методиках;

5) организуется физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися;

6) формируется социальное партнерство между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;

7) проводится профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся (совместно с медицинскими учреждениями).

Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в ОУ, отвечающее требованиям САНПиНов: расположение здания школы; участок образовательного учреждения; оборудование подсобных помещений (гардеробы, теплые туалеты и т.п.); водоснабжение и канализация; учебные кабинеты: площадь, оснащенность; соблюдение размеров мебели; наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений; спортивное оборудование и инвентарь.

Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры: медицинское обслуживание фельдшером ФАП; столовая и организация качественного питания для 100% обучающихся.

Правильно организованное и сбалансированное питание имеет немаловажную роль в здоровом образе жизни ребёнка. В обязательный рацион входят: фрукты, овощи, соки. Дети получают горячие свежеприготовленные блюда.

Работа нашего ОУ позволяет проанализировать и основные, наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности.

В ходе осуществления образовательного процесса осуществляется медицинский контроль за физическим развитием детей на основе договора с Верх-Казанским ФАП. Для профилактической работы используются не медикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Они эффективны, просты и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс.

Это зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, витаминопрофилактика аскорбиновой кислотой, профилактика гриппа, организация спортивных соревнований.

Главная задача этого направления – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности обучающихся важна система  спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.

Для повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, обеспечения выполнения детьми суточных норм двигательной активности в ОУ есть спортивный зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, учебно-наглядными пособиями.

Учителя физической культуры активно внедряют на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. На уроках школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму.

Кроме уроков физкультуры, ученики ежедневно выполняют «гимнастические пятиминутки», педагоги создают условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, проводя для этого подвижные игры (особенно в младших классах).

Спортивные праздники проводятся по всем видам школьной программы, подводятся итоги соревнований, награждение лучших спортсменов, чествование призеров районных и краевых соревнований. Оформляется спортивный стенд.

У нас традиционными стали туристические походы, веселые старты, семейные соревнования, Дни здоровья, школьная спартакиада, соревнования по различным видам спорта за счет эффективного использования уже имеющейся материально – технической базы, инвентаря и оборудования:

спортивные сооружения:

    • спортивный зал;

    • рекреация для занятий гимнастикой и танцами;

    • спортивная площадка при школе;

    • лыжная трасса в лесу.

Учителями организуются и проводятся семинары по вопросам здоровьесбережения, данные темы рассматриваются на педсоветах и совещаниях, контролируются администрацией при посещении учебных занятий.

Учащиеся имеют возможность заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки.

Результатом физкультурно - оздоровительной работы педагогов ОУ стало уменьшение  пропусков занятий по причине простудных заболеваний и улучшение здоровья обучающихся.

Проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности. Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни – это темы, которые изучают в средней и старшей школе. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.

В учебном плане ОУ в рамках реализации НРК предусмотрено изучение курса «Спортивно-познавательный туризм», в рамках которого обучающиеся не только знакомятся с теорией предмета, но и проходят практику во время ежегодных туристических походов. Обучающиеся ОУ принимают участие в муниципальных спортивных соревнованиях «Школа безопасности».

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность обучающихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования обучающихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

При изучении информатики и информационных технологий школьники используют ПЭВМ.

Все требования к технике и помещению выполняются неукоснительно, что в конечном результате положительно сказывается на здоровье школьников.

Для снятия негативного влияния ПЭВМ на организм на уроках информатики в классах проводятся физминутки по снятию утомляемости с плечевого пояса и зрения.

Преподаватели информатики внедряют технологии повышения умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе.

Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности обучающихся.

Следует отметить: в условиях ОУ использование коммуникационных и информационных технологий на всех видах занятий стали неотъемлемой частью школьной жизни.

Большое внимание уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Кабинеты насыщены зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние обучающихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.

В начальных классах обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно.

На занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

На уроке наши учителя стремятся создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, ведут целенаправленную пропаганду здорового образа жизни, во второй половине учебного дня следят за выполнением школьниками режима дня.

Все внутришкольные факторы, влияющие на здоровье школьников, являются корректируемыми и устранимыми.

Одной из наших первоочередных задач является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи. С этой целью были проведены различные мероприятия: расширенный медицинский осмотр 1-11 классов; день Здоровья; организация в 1-4 классах физкультурных минуток; занятия в спортивных секциях; диспансеризация юношей 1993-94 год. рождения; спортивные соревнования по разным видам спорта; «Веселые старты» для учащихся 1-4 классов, игры на свежем воздухе.

В рамках санитарно – гигиенического воспитания проводились беседы по охране жизни и здоровья детей.

Огромное значение уделяется такому направлению как «Профилактика алкоголизма и наркомании». В рамках программы антинаркотического воспитания были проведены классные часы, посвященные профилактике употребления психоактивных веществ.

На уроках биологии, ОБЖ, окружающего мира, природоведения, литературы, обществознания, химии учителя способствуют воспитанию стремления к здоровому образу жизни.


^ Метод проектного обучения

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. Проектирование осваивается обучающимися в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.

Цель ОУ формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в деле самообучения, самоформирования как субъекта, творца собственного «я» с освоением проектирования как способа организации такого обучения. Таким образом, целью ОУ является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все обучающиеся, поэтому внедряется проектное обучение в учебно-воспитательный процесс школы как элемент всеобуча.

Цель (внедрения в преподавание метода проектов): обучение школьников на уроках методу проектов как способу учебной деятельности.

Реализация цели обеспечивается решением следующих задач:

– изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;

– подготовка обучающихся к работе над учебным проектом;

– включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;

– внедрение данной технологии в практику преподавания: разработка и осуществление учебных проектов;

– организация мониторинга формирования проектных умений;

– диагностика уровня сформированности проектных умений;

– оценка выполнения педагогических задач в результате выполнения учебного проекта;

– обобщение опыта работы по обучению школьников на уроках методу проектов как способу учебной деятельности.

В нашей деятельности применяются два вида учебных занятий:

  • занятие, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти занятия позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность обучающихся по предмету — с другой.

  • занятие, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

В нашем образовательном учреждении метод проектного обучения применяется на уроках биологии, технологии, английского языка, черчения, информатики, художественной культуры Красноярского края. В нашем учреждении были проведены конкурсы проектов «Цветочная клумба», «Спортивная площадка», «Школьная газета» лучшие из которых реализовывались в летний период на территории школьного двора.

Обучающиеся начальных классов в 2008 году стали победителями районного конкурса познавательных проектов учащихся начальных классов в номинации «Авторский проект», награждены Дипломами и Грамотами.

Мы принимали участие в муниципальном конкурсе проектов «Школьный двор», проектов классных руководителей по проблемам воспитания, проектов по профилактике правонарушений.


^ Обеспечение доступности качественного образования


В школе осуществляется деятельность, направленная на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов представлены в таблице.


Сравнительная таблица качества знаний по ступеням обучении








2006 – 2007

2007 - 2008







Начальная школа

41,7 %

47,6 %







Основная школа

42,2 %

49,1 %







Средняя школа

23,5 %

45,5 %





Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации

выпускников основной школы в 2008 году































Предмет

Устно / письменно

Количество обучающихся в классе

^ Количество обучающих, сдававших данный предмет

"5"

"4"

"3"

Успеваемость

Качество знаний




химия

у

13

10

4

5

1

100%

90%




алгебра

п

13




2

8

100%

15,4%




русский язык

п

13




3

5

100%

23%




биология

у

7




4

3

100%

57,1%




история России

у

1







3

100%

0%




обществознание

у

8

1

3

4

100%

50%




ИТОГО






















39,3 %





Анализ данных таблицы позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений выпускников 9 класса стабильны по такому показателю как успеваемость – 100%. В 2008 учебном году выпусков из средней школы не было.

Кроме общеобразовательных программ реализуется программа дошкольного образования, обеспечивая полный охват данной образовательной услугой детей дошкольного возраста в условиях отсутствия на селе дошкольного образовательного учреждения. Причем занятия посещают не только дошкольники, чьи родители проживают в селе, но и дети, проживающие у бабушек.

Для организации качественного дошкольного образования имеются профессиональные педагогические кадры и учебно-методический комплект, соответствующий требованиям, предъявляемым Министерством образования Красноярского края.

Выпускники основной школы не стремятся уходить после 9 класса и ежегодно 70-80 % продолжают обучение в 10 классе нашего ОУ. В 2008 году из 13 выпускников основной школы - 9, что составляет 70%.


^ Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократический принцип принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)

С 2006 года в нашем образовательном учреждении создан и приступил к работе Управляющий совет. В него вошли представители муниципальной власти, общественности, родителей, обучающихся и педагогов.

Управляющий Совет является коллегиальным органом, наделенным достаточно широкими полномочиями в области управления образовательным учреждением, имеющим высокий авторитет среди населения. Его появление в структуре управления ОУ было обусловлено:

во-первых, традиционно сложившейся потребностью участия местного сообщества в управлении жизнью села;

во-вторых, изменениями в приоритетах образовательной политики России и Красноярского края.

Управляющий Совет определяет стратегические направления в деятельности школьного сообщества и осуществляет общественный контроль за претворением их в жизнь управленческой командой ОУ, организует взаимосвязи между ОУ и структурными подразделениями, расположенными на территории села.

Планируется, что с накоплением опыта работы государственно-общественное управление в целом станет непосредственным заказчиком нового качества образования, реальным управляющим органом ОУ, обеспечивающим стратегическое планирование, распределение ресурсов, определяющим кадровую политику, контрольные функции.

Уже сегодня Управляющий Совет имеет широкие полномочия, закрепленные Уставом и положением об Управляющем Совете.

Закрепленные в этих документах полномочия дали возможность Управляющему Совету активно участвовать в определении путей развития ОУ, в изменении качества организации образовательного процесса, в осуществлении контроля за эффективным использованием школьных ресурсов, оказывать реальное содействие по привлечению внебюджетных средств. Решения УС по вопросам, отнесенным Уставом к его компетенции, являются обязательными всеми участниками образовательного процесса.

На школьном сайте имеются разделы: «Уставные документы», где расположен Устав учреждения и страницы «Публичный отчетный доклад», «Управляющий совет» с соответствующим содержанием.

В 2008 году Публичный отчетный доклад был размещен на данной странице и обсуждался на общешкольной конференции, где все родители и общественность села были ознакомлены с его содержанием.

Важную роль в организации деятельности ОУ играет общешкольный родительский комитет, который выступает в качестве участника традиционных местных общественных мероприятий – праздников, благотворительных акций, массовых мероприятий, направленных на сохранение и развитие местных традиций, оказывает поддержку социальным проектам развития территории.

Среди молодежи микросоциума появляются устойчивые тенденции, направленные на укрепление и сохранения здоровья. Родительский комитет, совместно с представителями педагогического коллектива, осуществляет деятельность по организации спортивно-массовых мероприятий с привлечением такой молодежи.

Инициативы обучающихся реализуются через детскую школьную республику «Бригантина», в которой создаются условия для обеспечения включенности обучюащихся в управление делами учреждения. В зону ответственности школьного самоуправления отнесены вопросы:

  1. Организация самоуправления.

  2. Установление норм поведения в ОУ.

  3. Организация общешкольных мероприятий.

  4. Организация шефства над младшими.

  5. Организация трудовых десантов.

  6. Организация и контроль за дежурством по школе.

  7. Выбор предпрофильных курсов.

6. Организация добрых дел.
7. Работа пресс-центра.

Решения по указанным выше направлениям принимаются на заседаниях Совета правительства, куда входят представители от всех классов.

Включены в управление школьными делами и обучающиеся с первого по четвертый класс через организацию деятельности в школьном объединении «Солнышко», куратором которого является старшая вожатая.

В результате организации детского самоуправления уменьшилось количество конфликтов между детьми на переменах, поддерживается уют, озеленяются школьные кабинеты, повысилась ответственность обучающихся за порядок в школе, каждый ученик стал включаться в этот процесс, периодически выпускают газеты, пишут заметки в районную газету «Новое время». Инициативная группа школьного самоуправления предлагает и реализует идеи по проведению досуга, конкурсы по выявлению способных, талантливых детей, проводит учебные игры, спортивные состязания и праздники.

В результате такой деятельности многие обучающиеся приобретают хорошие лидерские качества, организаторские способности, осваивают способы простраивания коммуникаций, планирования, проектирования предстоящей деятельности. Обучающиеся являются членами районного ученического совета «Ориентир». Принимают активное участие в муниципальных акциях, поддерживают дружеские отношения со сверстниками других школ на территории района, умеют радоваться успехам других.

Обучающиеся нашего ОУ награждены Грамотами победителей в конкурсе «Лидер-2008».


^ Создание условий для сохранения здоровья обучающихся


В ОУ созданы условия, гарантирующие охрану, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В течение последних пяти лет отсутствуют случаи травматизма школьников во время образовательного процесса.

Особое внимание уделяется созданию условий для безопасного пребывания школьников в зданиях школы. Здания школы оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, с использованием возможностей которой каждую учебную четверть проходят тренировки по отработке плана эвакуации, что способствует развитию быстрой ориентации обучающихся в условиях ЧС и навыков самосохранения, формирует культуру безопасности в образовательной среде и социуме.

Существующая нормативная база обеспечивает выполнение требований к учебной нагрузке, режиму занятий обучающихся.

В ОУ постоянно отслеживается здоровье детей. Обеспечено тесное сотрудничество с местным ФАП по договору. Проводятся расширенные медицинские осмотры обучающихся и работников ОУ специалистами Большемуртинской ЦРБ.

Анализ данных медицинского обследования за последние три года показывает:

- уровень здоровья обучающихся повысился на 10%;

- уровень общей заболеваемости снизился на 7%;

- детей с нарушением зрения стало меньше на 4,5%.

Такой положительной динамике способствует рациональное распределение учебной нагрузки, что является одной из основных задач в здоровьесбережении обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет значительно снизить нагрузку для обучающихся. Соблюдение гигиенических требований к расписанию: чередование учебных предметов предусматривает смену деятельности и, тем самым, предупреждает наступление утомления у детей. Наибольшая учебная нагрузка приходится на середину недели, наименьшая – на понедельник и пятницу. Контроль за дозировкой домашнего задания осуществляется администрацией ОУ через посещение уроков, по классным журналам и дневникам. Соблюдение режима: занятия проводятся в одну смену с 8.30 до 14.00 ч. Работа индивидуальных консультаций, дополнительных занятий, кружков и спортивных секций во второй половине дня.

Школьная мебель: правильный подбор мебели обеспечивает профилактику нарушений осанки, успех в работе и задерживает наступление утомления.

Температурный режим:

    • проветривание классных комнат во время перемен;

    • поддержка температурного режима в школе.

Питание: организация горячего питания в школе для 100% обучающихся способствует поддержанию умственной работоспособности и физической деятельности школьников, а так же профилактике заболеваний органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта:

    • двух разовое горячее питание для обучающихся, ежедневно подвозимых к ОУ утром и на большой перемене;

    • бесплатное питание детей из малообеспеченных семей;

    • разнообразное меню способствует организации рационального и сбалансированного питания, соответствует требованиям Роспотребнадзора.

Ежегодно при ОУ на каникулярный период организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Организованный отдых детей является одним из направлений здоровьесбережения. Качественное, разнообразное с содержанием витаминов питание, подвижные игры на свежем воздухе, занимательные мероприятия и экскурсии дают возможность ребятам отдохнуть и набраться сил для дальнейшего обучения.

Ежедневно на учебные занятия к ОУ подвозятся 44 ребенка из соседних населенных пунктов, что явилось необходимостью для разработки учебной программы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма». Целью, которой является предупреждение ДТП и сохранение здоровья обучающихся в период организации подвоза. Организация подвоза осуществляется на школьном автобусе, закрепленным за нашим образовательным учреждением, который соответствует всем современным требованиям к школьным автобусам.

Обучающаяся нашего ОУ заняла 3 место в районном конкурсе «Знатоки дорожного движения».


^ Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах.


Наше образовательное учреждение является социокультурным центром села, так как ОУ обеспечивает разностороннее развитие обучающихся. Наряду с образовательными задачами решаются задачи воспитания, развития, сохранения культурных традиций и патриотизма.

Ни одно мероприятие на селе не обходится без активного участия педагогического коллектива и обучающихся нашего учреждения.

Население нашего села многонациональное, около 55% – татары, поэтому татарские традиции являются приоритетными во многих массовых мероприятиях, организованных на территории нашего поселения.

Самым массовым и любимым праздником является Сабантуй, национальный татарский праздник. Ежегодно в конце июня организуется и проводится при участии педагогов и обучающихся нашего учреждения: разработка сценария, подготовка и проведение самого мероприятия, подготовка номеров художественной самодеятельности, костюмированное представление, организация спортивных состязаний, музыкальное оформление.

Много лет мы сотрудничаем с татарским национальным обществом «Янарыш». В нашем селе проводятся Сабантуи краевого значения. Ребята и педагоги принимают участие в краевом Сабантуе, который проводится в городе Красноярске.

Представители нашего коллектива принимали участие в краевой «Ярмарке ремесел». Где представляли Большемуртинский район с подворьем «Татарская кухня».

Не обходится без нашего участия и организация большого празднования «Проводы зимы». Наши номера художественной самодеятельности украшают данное мероприятие, а ведущие из числа молодых педагогов ярко и запоминающе проводят данное мероприятие.

Работы наших обучающихся украшают выставки народного прикладного творчества муниципального и краевого значения. Не однократно лучшие коллективные и индивидуальные работы были отмечены грамотами и дипломами: Грамота за лучшие работы в районной выставке декоративно-прикладного творчества в номинации «Вязание крючком».

Коллектив начальных классов принимал участие в районном конкурсе школьных театров и занял 3 место в номинации «По мотивам сказок А. С. Пушкина».

Коллектив ОУ награжден грамотами за участие в районном фестивале детского и юношеского творчества «Россия – родина моя», в районном конкурсе «Проба пера», районного детского фестиваля-конкурса «Звездные россыпи», за призовое место в районном конкурсе «Лучший букет», за первое место в литературно-творческом конкурсе «Война в моей семье», за активное участие в районном смотре-конкурсе детского и юношеского художественного творчества «Салют Победы!», за активное участие в акции «Дарите детям радость», за участие в краевом лесном конкурсе «Подрост», за победу в номинации «Музыкальное соло» смотра-конкурса школьных агитбригад 2008 года «Под крышей дома моего».

Обучающиеся нашего ОУ принимали участие в акции «Память сердца … (расскажи о герое)», о чем свидетельствует Письмо комитета по делам архивов администрации Красноярского края.

Учитель физической культуры, преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности в 2009 году принял участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей.


^ Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования


Внеурочная деятельность традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Яркими общешкольными мероприятиями являются: День Знаний; Посвящение в первоклассники; День Здоровья; День самоуправления; День матери; Новогодние праздники; конкурсы букетов, классных уголков; Прощание с Букварем; концерты и конкурсы, посвященные праздникам; Юморина; Последний звонок; День защиты ребенка, открытие детского оздоровительного лагеря.

Школьные традиции способствуют сплочению школьного коллектива. Уже третий год подряд проходит мероприятие «День Матери» в виде «Голубого огонька». Активное участие в его проведение оказывает родительский комитет. Спонсорами этого мероприятия являются наши выпускники.

При подготовке общешкольных мероприятий активное участие принимают классные руководители. Данные факты говорят о том, что наши традиции сохраняются благодаря усилиями всех тех учителей, которые активно, творчески поддерживают и развивают их.

В течение всего года велась работа по профориентации обучающихся. Регулярно приводятся беседы на классных часах, тренинги, анкетирование обучающихся, общешкольные мероприятия. Оформлены стенды для обучающихся «Какие бывают профессии» и для выпускников и их родителей «Куда пойти учиться». Большую работу по профориентации вела классный руководитель 9 класса. В течение года она реализовывала проект «Организация профориентационной работы 9 класса», целью которого являлось формирование у обучающихся нравственных, гражданственных качеств и формирование навыка первоначального самоопределения.

Ежегодно ведется работа по повышению эффективности работы педагогического коллектива по воспитанию гражданственности личности школьника. Действует Программа патриотического воспитания, в рамках которой проводились мероприятия: Конкурс «А ну-ка парни!»; Конкурс патриотической песни; Конкурс стихов на патриотическую тему»; Конкурс рисунков среди учащихся 1-4 классов; Торжественная линейка, посвященная 9 мая.

Были проведены спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества. Команда ОУ под руководством учителя физической культуры и ОБЖ ежегодно принимает участие в спартакиаде допризывной молодежи, а также в этом году приняли участие в фестивале «Президентские состязания». Учащийся награжден грамотой за 1-2 место в спартакиаде допризывной молодежи приуроченной к районному мероприятию «День призывника» в номинации подтягивание на перекладине, за 3 место в прыжках в длину с места в районной зимней спартакиаде допризывной молодежи.

Система дополнительного образования работает в соответствии с поставленными целями и задачами, способствует занятости обучающихся во внеурочное время, а также их общему развитию. Общее количество обучающихся, занимающихся в объединениях в течение года составляет 85,5% от общего числа всех обучающихся. Занятия проходят в кабинетах и в спортивном зале.

Огромный интерес у обучающихся вызывают занятия в спортивном объединении ОФП (общая физическая подготовка), результаты занятий в которой подтверждаются при участии в районных соревнованиях по разным видам спорта. В 2008 году добились хороших результатов:

  1. «Первенство района по волейболу среди юношей» - 3 место;

  2. «Первенство района по волейболу среди юношей» - «лучший защитник»

  3. Районный спортивно – оздоровительный фестиваль – 1 место в личном зачете;

  4. Районная зимняя спартакиада допризывной молодежи – 2-3 место;

  5. Районная зимняя спартакиада допризывной молодежи – 1 место (прыжки с места);

  6. Районная зимняя спартакиада допризывной молодежи – 1 место (стрельба из пневматической винтовки);

  7. Районная зимняя спартакиада допризывной молодежи – 1 место (подтягивание на перекладине).

Физическому воспитанию уделяется большое значение. Все намеченные мероприятия были выполнены. Необходимо продолжать работу по большому охвату ребят, включая детей «группы риска», сирот, подопечных, социально-незащищенных.

В ОУ действуют следующие детские объединения:


Наименование объединения

Цели и задачи

Результаты

Общая физическая подготовка

Способствовать общему физическому развитию, профилактика вредных привычек и правонарушений среди детей, привлечение к регулярным занятием физической культурой и спортом, пропаганда и популяризация физкультуры и спорта среди молодежи.

Проведение школьных спортивных соревнований по разным видам спорта. Участие и призовые места в районных соревнованиях.

Юный лесовод

Формирование у школьников знаний о лесе, профессиональная ориентация подростков, привлечение учащихся к участию в охране лесных ресурсов.

Пропаганда бережного отношения к окружающей среде (беседы, семинары, акции)

Хореография

Развитие общей музыкальности и чувства ритма у детей, воспитание организованной, активной, гармонически развитой личности, укрепление и развитие детского организма.

Участие в школьных мероприятиях, помощь в проведении мероприятий в ДК.

Татар- теле

Познакомить с культурой и традициями татарского народа, татарским языком, воспитание творческой личности

Участие в школьных мероприятиях, оформление стенда «Татары», помощь в проведении мероприятий в ДК.

«Компьюша»

Формирование компьютерной грамотности, знакомство с устройством ПК и офисным пакетом, развитие информационной коммуникативности

Участие и призовые места в районных конкурсах компьютерного рисунка, в конкурсе презентаций, формирование оформительских навыков, разработка рефератов, организация помощи пресс-центра


Хочется отметить работу детского объединения «Юный лесовод». Обучающиеся с удовольствием принимают участие во всех муниципальных мероприятиях, акциях, конкурсах, слетах школьных лесничеств. Результатом их работы являются грамоты и дипломы, они являются победителями в номинации «Листовка», конкурса средств наглядной агитации юных природопользователей. Руководитель школьного лесничества награждена грамотой за воспитание бережного отношения к лесным богатствам у подрастающего поколения, за активную работу в развитии движения школьных лесничеств, преумножении и сохранении лесных богатств, обучающаяся отмечена Дипломом Сибирского государственного технологического университета и Лесной службы главного управления природных ресурсов Красноярского края за участие в заочной олимпиаде-конкурсе школьных сочинений на тему «Сохраним лес живым!».

Сохранению татарских национальных традиций способствует работа детского объединения «Татар-теле», руководит которым педагог прошедший курсовую подготовку по татарскому языку и литературе по теме: «Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы», организованную Министерством образования и науки и Институтом развития образования республики Татарстан. Творческими отчетами данного коллектива являются выступления на мероприятиях общешкольных и муниципальных. Без их участия не обходится праздник «Сабантуй».

На протяжении многих лет обучающиеся нашего ОУ не ставились на учет в органы внутренних дел.


^ III. Ключевые проблемы, над решением которых предстоит работать в течение 2009-10 учебного года


Сфера деятельности ОУ

Проблема

Дошкольное обучение

Организация качественного дошкольного образования

Инновационная деятельность

Применение используемых технологий не достаточно направлено на усиление дифференциации образовательного процесса путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом способностей учащихся.

Информати-

зация образовательного процесса

Хорошее оборудование кабинета информатики не удовлетворяет полной потребности при организации учебного процесса, так как одновременно занятия для разных классов и возрастных групп на всех занятиях не реально. Для качественной организации учебных занятий по предметам химия, история, биология, физика требуется современное оборудование и учителя готовы его применять.
  1   2




Похожие:

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Многоозерной средней общеобразовательной школы» на 2011-2015 гг
Паспорт комплексной программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Многоозерная сош» 3
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconОтчёт по программе развития муниципального общеобразовательного учреждения
...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconГаврилова М. А./ Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Арбатская средняя общеобразовательная школа
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития муниципального общеобразовательного...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconГаврилова М. А./ Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения Арбатская средняя общеобразовательная школа
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития муниципального общеобразовательного...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №17» городского округа Электросталь Московской области...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения
Муниципальная целевая программа развития моу «Александровская средняя общеобразовательная школа» на 2008-2012 годы
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Кактолгинская средняя общеобразовательная школа Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Кактолгинскойая средняя общеобразовательная школа
Программа муниципального общеобразовательного учреждения Кактолгинской средней общеобразовательной школы до 2015 года
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Хуторская средняя общеобразовательная школа»...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Солдатскоташлинская средняя (полная) общеобразовательная школа мо «Тереньгульский район» Ульяновской области на 2011 – 2015 годы Рассмотрено на педагогическом совете содержание
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Солдатскоташлинской средней (полной) общеобразовательной школы...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №11» Г. Рубцовска на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5.podelise.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов